У КВЗ есть выбор

Крупнейший украинский производитель авиационных двигателей «Мотор-сич» хочет открыть в России производства нового двигателя МС-500В
С.Николаев

ОАО «Мотор-сич»

Производитель авиадвигателей. владелец – Фонд госимущества Украины (100%). финансовые показатели (9 месяцев 2009 г.): выручка – 2,6 млрд гривен ($308,2 млн), чистая прибыль – 516,88 млн гривен ($61,27 млн).

ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение»

машиностроительная компания. основные акционеры – ОАО «Связьинвестнефтехим» (44%), ЗАО «Инвест-групп» (23,3%). финансовые показатели (9 месяцев 2009 г., РСБУ): выручка – 3,01 млрд руб., чистая прибыль – 89,4 млн руб.

Мотор-сич» предложила Казанскому моторостроительному производственному объединению (КМПО) открыть на освободившихся у него мощностях производство двигателей для легкого многоцелевого вертолета «Ансат», который выпускает Казанский вертолетный завод (КВЗ). Об этом сообщил вчера гендиректор украинской компании Вячеслав Богуслаев на годовой коллегии минпромторга Татарстана. «Мы уже 60 лет сотрудничаем с КВЗ по комплектации вертолетов украинскими двигателями», – напомнил он. Испытания и сертификация вертолетного турбовального двигателя МС-500 должны завершиться в этом году, сказал Богуслаев «Ведомостям». «Мы не будем создавать СП, а лишь передадим КМПО лицензию и разделим рынки. Мы будем работать на третьи страны мира, а они – внутри России», – пояснил он.

МС-500 – аналог двигателя PW-207 канадской Pratt & Whitney, которым оснащен «Ансат». Pratt & Whitney Canada объявила о получении российского сертификата на двигатель PW207К, установленный на «Ансат» еще в 2003 г., но серийное производство машины еще не началось. Сейчас КВЗ рассчитывает на первые госконтракты по изготовлению учебных «Ансат-У», но аукцион на закупки двух вертолетов в воинскую часть в поселке Соколовый Саратовской области отложен до 11 марта, говорит топ-менеджер КВЗ. По условиям контрактов российская техника должна быть оснащена российскими комплектующими, исключение для «Ансата» сделано потому, что реальной замены канадцам пока нет, объясняет он. «Эту нишу могло бы занять КМПО», – говорит Богуслаев. По словам Карпова, цена двигателя у украинцев – около $400 000, а у канадцев не превышает $300 000. «Мы им сказали, надо удешевлять. Иначе смысла нет», – говорит он.

«Лицензионное соглашение с «Мотор-сич» – в процессе подписания, но мы хотели бы застраховаться от возможных рисков. Несколько лет назад мы вложили большие средства в создание украинского двигателя Аи-22 для еще не существующего самолета Ту-324 (он не был построен. – «Ведомости»)», – говорит заместитель гендиректора КМПО Владислав Карпов. Компания хочет защитить себя лицензионным соглашением и получить гарантию возврата инвестиций, продолжает он. Карпов сожалеет, что на коллегию не дождались замглавы Минпромторга Дениса Мантурова, который должен был согласовать возможность закупок двигателей у КМПО.

Закупками комплектующих для вертолетов занимается холдинг «Вертолеты России», а не сам завод-производитель, говорит представитель «Оборонпрома» Илья Якушев. «Сейчас ОАО «Вертолеты России» готовится к серийному производству «Ансата» и рассматривает возможность установки на него российского двигателя ВК-800 производства ОАО «Климов». А вариант оснащения российского вертолета двигателем МС-500В производства «Мотор-сич» рассматривается в числе прочих, однако никаких конкретных решений по этому двигателю руководство ОАО «Вертолеты России» [Санкт-Петербург] не принимало», – продолжает он.

Минобороны в принципе заинтересовано в отечественном двигателе для учебных вертолетов «Ансат», но НИОКР оплачивать не будет, сообщил источник в Минобороны, – с точки зрения, военных что канадский, что украинский двигатель одинаково иностранные. В прошлом году КВЗ произвел первые шесть «Ансатов» для ВВС по контракту с Минобороны на 12 вертолетов, ранее собрал для потребителей в Южной Корее и России еще около 15 «Ансатов». По словам источника в Минобороны, в дальнейшем предполагаются новые закупки этих машин.