Письма в редакцию


Культуры не хватает

На статью «Карта ОСАГО» (№ 33 от 26.02.2010, стр. 04)

Всякий законопроект, связанный с порядком уплаты штрафов, пени, неустоек и проч., неизменно вызывает споры, а то и неприятие. Поправки в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности» не стали исключением.

Речь в них идет о том, что штраф за нарушения на дорогах можно будет платить на месте с помощью пластиковой карты. Для этого в машинах ГИБДД появится специальная аппаратура. Карта будет выдаваться вместе с полисом ОСАГО. Причем банк должен кредитовать водителя, если штраф окажется выше остатка на карте. На ней планируется хранить историю нарушений автовладельца. И если он задолжал, то продленного полиса ОСАГО не получит. Сейчас, когда инспектор выписывает протокол и квитанцию, это не так: в одном страховом агентстве долги и «подвиги на дороге» автовладельца могут быть известны, а в другом нет. Известно, что в регулируемом законами и правилами «мире должном» штрафы надо платить. При действующей ныне в «мире сущном» системе их собираемость не превышает половины от наложенных. И предлагаемые поправки несколько сблизят эти миры – собираемость штрафов обязательно возрастет.

Основные возражения сводятся к следующему: поправки удорожают полис и якобы нарушают презумпцию невиновности. Но, во-первых, удорожание полиса из-за прикладываемой к нему пластинки сколько-нибудь заметно на бюджете автовладельцев не скажется – это забота страховщиков. А во-вторых, это только получение карты обязательно, а ее активация в банке и платежи с ее помощью штрафов – дело сугубо добровольное.

Этот закон никого не обязывает пользоваться картой, хотя ее неприятие и напоминает что-то вроде «картофельных бунтов». В странах с развитыми рыночными отношениями кэшем пользуются лишь в исключительных случаях – за все платят картами, что в том числе снижает и коррупционность штрафных выплат. От карты кусок не отщипнешь. И у нас эксперименты с картами уже проводились в Москве и Петербурге, и инспекторы ГИБДД и нарушители сочли их вполне практичными. Но если кто-то душой прирос к протоколам и ему не жаль неизбежных потерь времени, пусть не активирует карту и использует ее исключительно как полис ОСАГО.

Другое возражение – презумпция невиновности. Говорят, что вручение этой карты заведомо ставит водителя в ряды нарушителей. Действительно, тот, кто не хочет портить себе жизнь протоколами и квитанциями, должен будет активировать карту и либо положить на нее какую-то сумму, либо кредитоваться и потом гасить сумму долга. И это понимается так: я еще не нарушил, а деньги на штрафы из своего бюджета уже вычел.

В жизни каждый водитель держит в голове некую сумму, которую следует поберечь на случай «дорожной досады». А поправки на добровольных началах всего лишь призывают хранить эту сумму не в кошельке или под матрасом, а в банке. Никто ни в чем заведомо не обвиняется – есть впечатляющая и одновременно обезличенная статистика, из которой следует, что среднестатистический безымянный водитель правила иногда нарушает. Согласитесь, если бы граждан так или иначе не подозревали в нарушении законов и правил, государство на собираемые налоги не содержало бы органы правопорядка и исправительные учреждения. А ведь и судей, и судебных приставов, которые вмешиваются в дела по штрафам, бюджет оплачивает из ваших налогов, вместо того чтобы осветить улицу или высушить не зависящую от погоды и времени года лужу на крутом повороте.

Сомнения высказываются в части процедуры выбора банка по тендеру – не станет ли выигравший конкурс банк монополистом на «рынке штрафов»? Не станет, потому что, скорее всего, этим рынком займется не один банк, а банковский пул. Так что ждать грабительских процентов по кредитам на этих картах не следует, в том числе и по причине известной сплоченности наших автовладельцев и социальности нового рынка.

Поправки в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности» рассчитаны на цивилизованность наших владельцев автомобилей, на их способность отделываться от просто привычек и перенимать привычки культурные.

Странно выглядит автор статьи Дмитрий Симаков, ожидающий судебных приставов для того, чтобы оплатить свои нарушения. В цивилизованном мире у граждан принято нести ответственность за свои действия, в том числе и финансовую. А не перекладывать эти проблемы на государство, которое вынуждено на деньги налогоплательщиков развивать для этого правоохранительную систему. Во-первых, ее потом надо чем-то занять, а во-вторых, эти средства не попали в больницу, пенсионерам или в детский садик. Позволю себе тоже дать Вам совет, уважаемый господин Симаков: когда Вы в очередной раз будете раздражены грязной или плохой дорогой или чем-то еще подобным – начните свое возмущение с себя. Тогда мы и правда сможем продвинуться чуть ближе к цивилизованной и комфортной жизни.

Владислав Резник, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку