Следователи вместо комиссии

Попытка компании «Вклад-Сибирь» взыскать с НПФ «Социум» вознаграждение за привлеченных вкладчиков обернулась уголовным делом против агентов

В конце февраля Главное следственное управление при ГУВД по Кемеровской области возбудило уголовное дело против компании «Вклад-Сибирь» по факту мошенничества в особо крупном размере. «Следствие только начато и подробностей пока нет, но предварительно у нас есть основания подозревать обман вкладчиков», – рассказал «Ведомостям» первый замначальника управления Александр Мишин.

Ранее «Вклад-Сибирь» судилась с негосударственным пенсионным фондом «Социум», отказавшимся выплачивать агентское вознаграждение, сочтя заключенные договоры поддельными. Иск «Вклад-Сибири» на 40 млн руб. был удовлетворен в двух инстанциях, после чего приставы арестовали часть счетов фонда.

Но в январе Федеральный арбитражный суд Московского округа по кассации отменил претензии к фонду и постановления приставов, сообщил операционный директор НПФ Алексей Белоусов. Суд постановил взыскать с «Вклад-Сибири» в пользу НПФ «Социум» 1,3 млн руб. за недобросовестную работу, утверждает он.

Так как суд встал на сторону НПФ «Социум», договоры с клиентами, якобы пожелавшими перейти в фонд, фактически признаны поддельными, а следовательно, есть повод для уголовного дела, пояснил Белоусов. А поскольку подделывались подписи вкладчиков, милиция считает пострадавшими именно их, полагает он.

Связаться с представителями «Вклад-Сибири» не удалось – по регистрационному адресу компании давно расположена другая организация.

В прошлом году многие граждане жаловались на перевод счетов в НПФ без их ведома, после этого скандала Национальная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ) обещала усилить работу с агентами, говорит представитель Пенсионного фонда РФ Марита Нагога. «Мы уже провели большую работу с сетью, в ней не осталось случайных и непорядочных людей, – уверяет президент НПФ «Лукойл-гарант» Сергей Эрлик. – Введены и меры контроля: минимум каждый десятый привлеченный агентами клиент потом обзванивается нашими сотрудниками».

Мошенников подвела жадность: если бы они не пошли судиться, то и уголовного дела бы не было, однако работать с ними все равно бы перестали, полагает председатель совета НАПФ Константин Угрюмов. Подобные компании появляются периодически, но сейчас НПФ стали более разборчивы в выборе посредников – официального черного списка нет, но обмен информацией идет, уверяет Угрюмов.

«Сейчас мы рассылаем извещения по итогам 2009 г. и уже в ближайшие месяцы увидим, насколько эффективными оказались принятые фондами меры», – говорит Нагога.