Последний ресурс: Рублевка закрывается


Начинавшаяся как обычное дачное место, Рублевка стала именем нарицательным и понемногу превращается в самодостаточное образование. Построены детские сады, гимназии, спортивные сооружения, «Барвиха-Village», театр, офисы... Правда, чудовищные и постоянные пробки – но престиж и чувство защищенности компенсируют мелкие неудобства.

Если приглядеться внимательнее, то феномен Рублевок (ибо в каждом областном центре страны есть нечто подобное) все больше отвечает описаниям средневековых еврейских гетто. Территория небольшая, скученность, общий для всех социальный статус, попытки в ограниченное пространство впихнуть максимум услуг. Правда, в настоящих гетто общим признаком был не социальный статус, а религиозная принадлежность и нахождение там было не добровольным, а принудительным. Но и в гетто, и на Рублевку людей загоняют страх и желание находиться среди своих. Разница между доходами жителей Рублевки и остальным населением столь велика, что просто не оставляет им другого выхода.

Россия мультикультурна. Наличие различных культур – огромный ресурс развития, при условии толерантности культур друг к другу и отсутствия доминирования одной из них. Однако из века в век Россия страдала от того, что образ жизни управленческой элиты коренным образом отличался от культуры и образа жизни основной массы населения. Будь то русская аристократия или коммунистическая номенклатура – разницы никакой. Всегда это замкнутая группа, ротирующая высшие управленческие кадры только из своей среды и искренне считающая, что имеет на это право.

Если это происходит длительное время, разрыв культур становится настолько велик, что возникает ощущение двух стран. В начале XIX в. русская аристократия плохо знала русский язык. В конце XIX в. российская интеллигенция пошла в народ – на неизведанную территорию. В одной стране живет элита – в другой все остальные. И это чревато революциями, бунтами и другими потрясениями. Элита, чтобы сохранить статус-кво, вынуждена все больше опираться на силу, следовательно, вызывать все большее сопротивление общества.

Демократия – это не только свободные выборы. Это прежде всего постоянная ротация элит с помощью механизма выборов. Это постоянное перемешивание общества с целью выравнивания культурного и имущественного разрыва.

С течением времени по всем законам развития организационных культур «Рублевка» формирует культуру закрытого общества, все больше превращаясь в закрытую управляющую систему. Чем выше забор, тем меньше информации у тех, кто внутри забора, и у тех, кто снаружи. Нарушение взаимодействия подсистем разрушает целостность системы. Ничего нет страшнее для организации в целом, если культура управляющей подсистемы значительно отличается от культуры других подсистем. Это может угрожать существованию и конкретных организаций, и целой страны.