Приличной девушке второе образование не помеха

Претендовавшая на три «Оскара» британская драма «Воспитание чувств» (An Education) приятна почти во всех отношениях, но неожиданна лишь в том, что лица и антураж в ней интереснее сюжета

Из двух главных авторов картины, сценариста и режиссера, больше знаменит первый – британский писатель Ник Хорнби. Поставившую фильм датчанку Лоне Шерфиг помнят разве что самые преданные поклонники киноманифеста «Догма-95»: ее «Итальянский для начинающих» имел сертификат «Догмы» под номером 12 и был явным свидетельством упадка этой революционной затеи.

Тем занятнее, что «Воспитание чувств» – не столько литература, сколько кино. По меньшей мере очень качественный ретро-дизайн: Лоне Шерфиг старалась снять фильм о начале 1960-х так, как будто он снят в начале 1960-х, и эта трогательная забота о воссоздании примет и атмосферы времени едва ли не важнее, чем сюжет о соблазнении плейбоем школьницы-отличницы, чуть было не променявшей Оксфорд на красивую жизнь с коктейлями, джаз-клубами и аукционами, на которых люди со вкусом имели шанс недорого купить еще не распробованных акулами-коллекционерами прерафаэлитов.

Русское прокатное название, как обычно, перевирает суть: в оригинале фильм называется просто «Образование» (An Education) и посвящен исключительно этой теме. Умница Дженни (Кэри Маллиган) выбирает не между скучным пуританским расписанием жизни и внезапно вспыхнувшим чувством, а между двумя актуальными в 1961 г. путями достижения успеха: роман со взрослым мужчиной для нее такой же пункт образовательной программы, как и университет. Родители (Альфред Молина и Кара Сеймур) смотрят на дело сходным образом: зачем Оксфорд (где для девушки главное найти приличную партию), если можно сразу замуж за солидного человека с приятными манерами и дорогим автомобилем.

Хорнби, кажется, немного скучал, адаптируя для экрана мемуары журналистки Линн Барбер. Главная заслуга сценариста в том, что он максимально засушил сюжет: там, где у других обычно случается какая-нибудь сентиментальность, у Хорнби остается прагматизм. Героиня может всплакнуть, но голове доверяет больше, чем сердцу, не слишком обольщается насчет своего первого мужчины (Питер Сарсгаард) и в итоге извлекает из ситуации полезный урок. Другое дело, что сама ситуация выписана вполне схематично: Хорнби вложил в сценарий примерно столько же труда, сколько в журнальную колонку. К тому же писать пришлось для женского журнала – неглупого, непошлого, с приятной героиней на обложке, но все-таки: феминизм в исполнении человека, прославившегося романом о футбольных фанатах, неизбежно остается в рамках формального упражнения, технического задания.

Хорнби сделал заготовку под женскую руку, дальше за работу взялись Лоне Шерфиг и Кэри Маллиган. Первая создала подходящую обстановку, вторая придала сценарной схеме убедительное выражение лица. Большинство полученных фильмом наград (в том числе главная британская кинопремия BAFTA) справедливо пришлись на долю 24-летней актрисы, сыгравшей не просто способную 17-летнюю школьницу, а школьницу, из которой в будущем получится, к примеру, легендарный главный редактор американского Vogue Анна Винтур. Дьявол ведь не сразу носит Prada, поначалу и клетчатая юбочка сойдет.