ФРС не сдается

В сенат США внесен законопроект, дающий возможность регуляторам разукрупнять финансовые компании. Он также запрещает банкам торговать на собственные средства. ФРС благодаря реформам не потеряет и даже усилит свое влияние

Законопроект, внесенный председателем банковского комитета сената Кристофером Доддом, – еще один шаг к самой масштабной реформе финансового сектора США со времен Великой депрессии. Он позволит Федеральной резервной системе США (ФРС) заставлять компании избавляться от активов, если они представляют «серьезную опасность» для экономики. «Компании не должны быть такими большими и с такой сложной структурой, – отмечает Додд, – мы будем бороться с этим новыми требованиями к капиталу и другими надзорными методами» (цитата по Bloomberg). Банки с активами менее $50 млрд перейдут из-под надзора ФРС в ведомство других федеральных агентств. Хедж-фондам с активами более $100 млн придется проходить регистрацию у регуляторов, также нужно будет регистрировать сделки с деривативами.

Законопроект также предусматривает усиление контроля Белого дома за ФРС. Президента Федерального банка Нью-Йорка, который осуществляет непосредственный надзор за крупнейшими компаниями Уолл-стрит, будет назначать президент США, а не сама ФРС, как это происходит сейчас. «Речь идет не о том, чтобы наказать ФРС, а о том, чтобы вернуться к основным задачам и распределить полномочия», – говорит Додд.

Будет учрежден совет регуляторов под председательством министра финансов США для определения рисков финансовой системы. Крупные компании, получившие помощь из госфонда TARP, – в том числе Goldman Sachs и Morgan Stanley – останутся под надзором ФРС, даже если решат избавиться от статуса коммерческого банка. Должна быть уверенность, что «следующая AIG будет регулироваться ФРС», отмечено в проекте. В законопроекте Додда отражено и «правило Волкера», запрещающее коммерческим банкам торговать на собственные средства. Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) и Комиссия по срочной биржевой торговле США (CFTC) будут регулировать биржевые и внебиржевые сделки с деривативами.

Законопроект оказался менее агрессивным, чем первоначальный план Додда, подготовленный еще в ноябре. Так, агенство финансовой защиты потребителей, учреждения которого требует президент США Барак Обама, будет частью ФРС, а не независимым регулятором. «Мы придумываем решения для несуществующих проблем, чтобы избежать вопросов, которыми мы не хотим заниматься, – говорит экономист Университета Мэриленда Питер Моричи, – этот законопроект не решает проблемы деривативов, слишком больших компаний и других проблем, приведших к кризису» (цитата по Bloomberg).

ФРС, авторитет которой снизился за последний год, похоже, останется в выигрыше в случае принятия этого закона. Законодатели критикуют центробанк США за ошибки, допущенные во время кризиса, и неспособность предсказать кризис на ипотечном рынке. Однако именно за ФРС согласно законопроекту остались самые сложные вопросы в банковской системе.