Отложенные амбиции

Спрос на бизнес-образование для топ-менеджеров петербургских компаний упал, компании готовы платить лишь за самые необходимые программы

Меньше желающих. 25%

– средний показатель снижения числа поступивших в бизнес-школы в 2009 г., по данным Begin Group

20%

– на столько в среднем сократилось число слушателей в прошлом году

25%

– снижение числа абитуриентов ЕМВА в мире в 2009 г. по отношению к 2008 г., по данным GMAC

Аудитория в 2008 г. сократилась на 20% и потом не менялась, рассказала Анна Измайлова, менеджер по маркетингу и внешним связям Стокгольмской школы экономики. Спрос на Executive MBA упал практически в два раза (с 40 до 20 человек), хотя спрос на full-time MBA вырос, говорит Анастасия Коршунова, замдиректора по международному развитию Vlerick Leuven Gent Management School в Петербурге. Направления ЕМВА-МВА и допобразования по количеству слушателей сократились полтора года назад на 30% и держатся на этом уровне, говорит Дмитрий Павлов, директор по развитию и внешним связям ИМИСП.

До кризиса специализированные курсы и программы переподготовки посещали ежегодно 25–30% сотрудников, в 2009 г. компания полностью свернула внешнее образование, а в начале этого года запустила тренинг для продавцов и программу «Управление проектами» для топ-менеджеров, рассказал Владимир Черкашин, директор «Санеста металл».

В Стокгольмской школе число слушателей, самостоятельно оплачивающих обучение, выросло с 40% до 70%. Компании практически перестали платить за МВА, делая исключение только для слушателей-акционеров, а вот на повышении квалификации менеджеров по персоналу не экономят, почти 90% таких программ оплачивают работодатели, говорит Дмитрий Павлов. Процент собственников среди слушателей не менялся и не превышает 5–7%, говорит Коршунова.

Раньше компании, в основном западные, предлагали оплату обучения для позиций финансового, HR- и операционного директора, а теперь – только обязательную переподготовку для аудиторов, бухгалтеров, финансистов и IT-специалистов, говорит Елена Колкова, директор петербургского отделения Staffwell. На внешнее обучение специалистов в сфере IT и телекоммуникаций приходится 74% от бюджета на образование, говорит руководитель отдела персонала филиала «Вестколла» Галина Токарева.

«КИТ фортис инвестментс» готова оплачивать сотрудникам квалификационный экзамен CFA, который дает весомое преимущество компании, но не МВА, повышающий стоимость самого сотрудника, говорит Галина Козлова, директор по работе с персоналом. По словам Токаревой, обучение за счет сотрудника практикуется, если оно напрямую не связано с выполнением функциональных обязанностей.

По данным Begin Group, опросившей 28 петербургских и московских бизнес-школ, большинство из них меняли структуру программ, вводили новые дисциплины, усиливали практическую направленность. Появилась программа на русском языке – и группа набралась быстрее за счет слушателей из регионов, говорит Измайлова. По ее словам, стоимость МВА выросла с 33 000 евро в 2008–2009 гг. до 37 000 евро.

Спросом пользуются краткосрочные разовые программы – для руководителей кадровых служб, экономического департамента, говорит Александр Ходачек, директор филиала ГУ-ВШЭ в Петербурге. По словам Павлова, оценка нематериальных активов в кризис неактуальна, зато спрос на стратегический маркетинг и управление развитием компании сохранился. Сейчас важно иметь диверсифицированный портфель образовательных продуктов, считает Коршунова. Уже в 2011 г. возможно возвращение внешнего обучения на докризисный уровень, полагает Черкашин. Рынок бизнес-образования Петербурга сократился на 30–40% и будет стагнировать 2–3 года, уверен Игорь Дюков, руководитель по дипломным проектам Стокгольмской школы экономики.