«Аэрофлот» хочет только летать

«Аэрофлот» готов отказаться от построенного им терминала D и передать его в управление «Шереметьево». Именно он будет управлять всем аэропортом, пока чиновники не выберут независимого оператора

О компромиссе двух госкомпаний – «Аэрофлота» и Международного аэропорта «Шереметьево» (МАШ) «Ведомостям» рассказали их сотрудники. Перевозчик готов передать МАШ 52,82% акций ОАО «Терминал» (оператор терминала D, или «Шереметьево-3»), говорят собеседники «Ведомостей», сначала – в управление, а потом, возможно, и в собственность. И в обмен на этот актив «Аэрофлот» мог бы получить акции самого МАШ, отмечают они, но никаких решений по этой сделке не принято.

ОАО «Аэрофлот»

Крупнейшая авиакомпания России. Пассажиропоток – 8,7 млн человек (2009 г., без учета «дочек»). Основные акционеры – государство (51,17%), «Аэрофлот-финанс» (6,3%), НРБ (19,5%). Выручка (РСБУ, 9 месяцев 2009 г.) – 27,56 млрд руб., чистая прибыль – 7,6 млрд руб.

ОАО «Международный аэропорт «Шереметьево»

Второй по величине аэропорт России. Пассажиропоток – 14,76 млн человек (2009 г.). Владелец – государство (100%). Выручка (РСБУ, 9 месяцев 2009 г.) – 5,35 млрд руб., чистая прибыль – 826,4 млн руб.

Вопрос об управлении терминалом будет до конца марта рассмотрен на советах директоров обеих компаний, отмечает один из собеседников «Ведомостей». Представители МАШ, «Аэрофлота» и Минтранса от комментариев отказались.

Сейчас МАШ – оператор четырех терминалов в «Шереметьево», и он много лет спорил с «Аэрофлотом» о качестве и схеме их управления. У чиновников было три варианта решения проблем, но как минимум в одном они сходились – оператор в «Шереметьево» должен быть один: МАШ, «Аэрофлот» или независимая управляющая компания. В феврале остановились как раз на последнем варианте. И это никто не отменяет, отмечают сотрудники МАШ и «Аэрофлота». Но конкурс по выбору независимого оператора займет какое-то время. И пока управляющим должен быть МАШ.

«Аэрофлот» согласен на компромисс, ставя определенные условия, рассказывал ранее его сотрудник: компания сохраняет за собой обслуживание рейсов (хэндлинг), а под рейсы перевозчика отдаются три терминала – D, E и F (бывший «Шереметьево-2»). МАШ сейчас тоже занимается хэндлингом и надеется, что «Аэрофлот» откажется от этого, говорит сотрудник аэропорта. Но его коллега из «Аэрофлота» уверяет, что вряд ли: компания хочет предоставлять услугу одного качества как в небе, так и на земле.

То, что один терминал D тесен для «Аэрофлота», стало понятно еще в 2009 г. после его тестовой эксплуатации: вместо запланированных 12 млн пассажиров в год он способен обслужить только 9 млн. Тогда-то и началась борьба с МАШ за управление другими терминалами, которая вылилась в неудобства для пассажиров в новогодний сезон (многочасовое ожидание багажа и проч.).

Выбор нового управляющего вряд ли затянется, ведь в «Шереметьево» надо наводить порядок, рассуждает гендиректор Infomost Борис Рыбак. А пока все будет по старинке – «Аэрофлот» обслуживает свои рейсы, а МАШ – все остальные, значит, и качество остается тем же, невысоким.