Алжир закрывает кран

От падения цен страдает не только «Газпром». Алжир призвал крупнейших экспортеров газа снизить добычу, чтобы поддержать стоимость топлива. Но Россия на это вряд ли пойдет
Bloomberg

Экспортеры газа не будут создавать картель, аналогичный ОПЕК, чтобы регулировать добычу, заявляли в один голос представители России, Катара и Алжира в декабре 2008 г. Тогда 11 стран договорились учредить Форум стран – экспортеров газа (ФСЭГ). Газовая отрасль стабильна, рассуждал министр нефти Алжира Шакиб Хелиль, ведь львиная доля газа продается по долгосрочным контрактам, спотовых поставок очень мало.

Форум стран – экспортеров газа

участники – Россия, Алжир, Боливия, Египет, Иран, Катар, Ливия, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея, Венесуэла, Нигерия. доля в мировой добыче – около 40%.

Теперь Алжир заговорил по-другому. В апреле на очередной встрече ФСЭГ страна попросит партнеров по картелю снизить добычу, чтобы спровоцировать рост цен на газ, заявил Хелиль (его слова передает Financial Times). Больше всех могут помочь крупнейшие поставщики – Россия и Катар, добавил он.

Подобный призыв звучит впервые с 1981 г.: тот же Алжир во время нефтяного кризиса решил снизить добычу газа и призвал других экспортеров последовать его примеру. Публично о поддержке Алжира никто не объявлял, хотя добычу снизили также и США.

С 2009 г. нефть дорожает, а вслед за ней растут цены на газ в долгосрочных контрактах (они привязаны к котировкам нефтепродуктов с отставанием в 6–9 месяцев). Но спотовые цены на газ рухнули в 2,5 раза по сравнению с максимумами 2008 г. (в США – до $158 за 1000 куб. м против $400 в среднем за II квартал 2008 г.). Покупатели газа стали выбивать из продавцов все больше газа по биржевым котировкам. При этом спотовые цены к лету могут снизиться до восьмилетнего минимума ($110), пишет FT, ссылаясь на опрошенных экспертов.

Хелиль считает, что «идеальная» цена газа в разы выше сегодняшней – $13–14 за 1 млн британских тепловых единиц (около $500 за 1000 куб. м). Но пока предложение на газовом рынке превышает спрос и такая ситуация может сохраниться до 2012 г., констатируют все газовые компании. Даже «Газпрому» пришлось перевести 10–15% долгосрочных поставок в Европу на низкие спотовые цены, чтобы сохранить продажи. Ведь в 2009 г. добыча концерна рухнула до исторического минимума, а поставки на самый доходный европейский рынок – на 11%. У Алжира и Катара ситуация была лучше, их цены еще в прошлом году были ниже российских из-за более высокой доли спота: поставки Алжира в Европу снизились на 4%, а у Катара выросли на 14% (данные МЭА, подробнее см. www.vedomosti.ru).

В конце 2008 г. ОПЕК просила Россию снизить добычу нефти, она этого не сделала, хотя и заявляла о готовности сотрудничать. Не выйдет и теперь, уверен директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: «Газпром» только что потерял 3% на европейском рынке, ни на какое снижение он не пойдет, и других Алжир тоже не убедит, особенно главного потребителя и производителя – США. «Это как у Шарикова: на учет возьмусь, а воевать – шиш с маслом», – констатирует эксперт.

Представитель «Газпрома» от комментариев отказался. Но его сотрудник солидарен с Корчемкиным: «Газпром» может снизить только спотовые продажи (20% экспорта в 2009 г.), но целенаправленно это делать он не намерен, ему нужны новые клиенты и рынки. «Россия экспортирует газ по долгосрочным контрактам, так что для нас эта тема [предложение Алжира] неактуальна», – подтверждает замминистра энергетики Анатолий Яновский.

Готов ли Катар снизить добычу для поддержания цен, не ясно: телефоны представителей минпромэнерго страны вчера не отвечали. Вряд ли сейчас это возможно, заметил в беседе с FT аналитик Оксфордского института энергетических исследований Джонатан Штерн, Катар – один из крупнейших поставщиков сжиженного газа, он вложил миллиарды в новые мощности. Впрочем, если к середине года спотовые цены на газ еще упадут, ситуация может поменяться, допускает Штерн.