Колея инвестора

Правительство поможет компаниям в строительстве платных дорог, прогарантировав выпущенные ими облигации. Это шаг навстречу бизнесу, теперь дороги будут строиться быстрее, довольны эксперты

Премьер Владимир Путин подписал постановление о предоставлении в 2010 г. госгарантий по корпоративным облигациям, выпускаемым для привлечения средств на крупные инвестпроекты. Господдержку получат строители участка (с 15-го по 58-й км) шоссе Москва – Санкт-Петербург, нового съезда (в обход Одинцова) на МКАД с трассы Москва – Минск и Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге (ЗСД). Все дороги будут платными.

Первые два проекта реализуются в рамках частно-государственного партнерства: концессионеры – ООО «Северно-Западная концессионная компания» (СЗКК, владельцы – французская Vinci и ее подразделение Eurovia) и ОАО «Главная дорога» (контрольный пакет у УК «Лидер») соответственно. ЗСД (принадлежит мэрии Санкт-Петербурга) так и не подписал соглашение с победившим в конкурсе «ЗСД невским меридианом» (консорциум Hochtief, Strabag, Bouygues, Egis, «Базэла» и «Мостоотряда № 19»).

Впервые государство выделяет госгарантии под инфраструктурные концессионные проекты, говорит Наталья Модина из ФГУ «Дороги России». Стоимость участка дороги между Москвой и Санкт-Петербургом составляет 63,4 млрд руб. Государство готово потратить 23 млрд руб., а остальное должен найти концессионер, срок строительства – 2010–2013 гг., напоминает Модина. Возведение дороги в обход Одинцова обойдется в 25,6 млрд руб. Доля государства – не более 11 млрд руб., срок – до 2012 г., продолжает Модина. Бюджет строительства ЗСД – 212,7 млрд руб., срок – до 2015 г.

Общий объем госпомощи с учетом госгарантий не должен превышать 75% от бюджета проекта, а размер гарантии – 50%, но не менее 1 млрд руб., говорится в постановлении правительства. Обеспечение и вознаграждение с концессионеров требовать не будут. Это довольно льготные условия, считают партнеры «Нерр» Илья Рачков и Ernst & Young Евгений Трусов. Важно, что перечень документов, которые нужно подать в Минфин, исчерпывающий (всего 13), отмечает Рачков. Госгарантии выдаются в рублях на срок до 20 лет с первым погашением по облигациям не раньше 2014 г., ответственность по ним будет субсидиарной. Проблемы у инвесторов могут возникнуть, если они потребуют досрочного выкупа, замечает юрист Baker & McKenzie Ольга Аникина: госгарантия будет действовать не во всех случаях.

Пока компании планируют привлечь за счет облигаций 57,7 млрд руб. «Главная дорога» разом выпустит облигации на 8,2 млрд руб. с погашением в 2027 г. Выпуск планируется после 15 апреля, говорит руководитель дирекции «Лидера» Сергей Кербер. «Предложенную правительством схему считаем продуманной», – продолжает он, хотя субсидиарная, (а не солидарная ответственность государства по облигациям. – «Ведомости») может создать определенные сложности. У СЗКК будет пять выпусков в сумме на 24,5 млрд руб., срок погашения облигаций каждого выпуска – через 20 лет (в российском представительстве Vinci от комментариев отказались). ЗСД за счет облигаций надеется привлечь 25 млрд руб. Первый выпуск возможен не раньше августа, говорит представитель комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Вера Хейфец: участие частных инвесторов в строительстве запланировано, но его форма еще прорабатывается.

Государство сделало большой шаг навстречу концессионерам, теперь проекты будут привлекательнее для инвесторов, а дороги станут строиться быстрее, надеется Трусов. Госгарантии – правильный инструмент, такого механизма поддержки не хватало, согласен Рачков. Вряд ли государство и в дальнейшем столь масштабно будет поддерживать концессионеров, это накладно, прогнозирует Трусов. Речь может идти лишь об отдельных рисках, полагает он, например о риске интенсивности движения, который может растянуть сроки окупаемости проекта и сорвать выплаты по бондам. Вариантов поддержки может быть много, говорит Роберт Вартеванян из KPMG: в США проекты автодорожной инфраструктуры традиционно финансировались за счет сочетания федеральных средств и денег штатов, а также выпуска не облагаемых налогом муниципальных облигаций.