Алкоголь становится ближе

Петербургское правительство разрешило приблизить бары и рестораны, в которых торгуют крепким алкоголем, к образовательным учреждениям и местам массового скопления людей
Е.Кузьмина

Правительство Петербурга 3 марта приняло постановление № 217, сократившее допустимое расстояние от предприятий общественного питания, продающих алкоголь крепостью более 15%, до объектов массового скопления людей и образовательных учреждений. Сильнее всего смягчились правила в спальных и отдаленных районах (см. врез).

По федеральному закону о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции розничная продажа крепкого алкоголя не допускается в местах массового скопления граждан, местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках) и на прилегающих к ним территориях, а также в образовательных учреждениях. Региональные власти устанавливают вилку расстояния, а конкретную дистанцию назначают власти каждого муниципального округа. При невыполнении организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений действие лицензии на алкоголь может быть приостановлено.

Местоположение всех баров SПБ определяется вместе с юристами компании, говорит руководитель отдела маркетинга и рекламы сети пивных баров SПБ. По его словам, в барах, которые расположены ближе разрешенных 40 м, из меню исключаются крепкий алкоголь и коктейли. Благодаря формату пивной ассортимент напитков остается широким, утверждает он. Более значима для компании возможность рекламироваться, добавляет источник.

Около 80% кофеен «Кофе хауз» расположено в центре города, поэтому сокращение расстояния на 5 м не значимо, говорит Никита Кравец, юрист «Кофе хауз». По его словам, проходимость возле метро достаточно высокая и позволяет отказаться от крепкого алкоголя в меню. В заведениях с небольшой проходимостью алкоголь слишком важен, так как на него приходится большая часть прибыли, отмечает Кравец.

Для ресторанов высокого класса отказ от продажи алкоголя невозможен, поскольку гости просто перестанут приходить, считает Павел Мацкин, гендиректор «Паблик фудс» (ресторан BlowUp). По его оценкам, доля алкоголя в продажах ресторана составляет 20–30%, в специализированных барах – большую часть выручки. Отказаться от алкоголя могут заведения фастфуда, хотя большинство из них и так не торгуют спиртным, добавляет он.

В практике было много прецедентов, когда ресторан отказывался от привлекательного помещения из-за его близости к социальному учреждению, например, на Невском проспекте, говорит Людмила Рева, директор по развитию бизнеса Astera St.Petersburg. Со смягчением требований к данной дистанции число помещений, подходящих для общепита, по ее оценке, может увеличиться примерно на 10–15%.