Энергетиков не смогли заставить строить электростанции

Недавняя критика Владимира Путина в адрес энергетиков, не выполняющих инвестпрограммы, оказалась, похоже, криком души. Правительство пока не в силах заставить их строить новые электростанции, выяснила Счетная палата
С.Портер

На совещании в Хакасии 23 февраля премьер Владимир Путин устроил разбор полетов частным инвесторам, поучаствовавшим в распродаже активов РАО «ЕЭС России». Они «задаром» получили огромную госсобственность, а теперь, ссылаясь на кризис, не торопятся выполнять обязательства по строительству новых электростанций (закреплены договорами на предоставление мощности, ДПМ). Компании «уходят в кусты», сетовал Путин. Инвесторы тогда недоумевали, чем обусловлена столь жесткая критика. А крупнейший владелец ТГК-4 – Михаил Прохоров, которому досталось в Хакасии больше всех, даже предположил, что премьеру предоставили «неверные» документы.

Все стало понятно из январского отчета Счетной палаты, проверившей деятельность «Системного оператора» (диспетчер в энергосистеме) и Минэнерго. Копия документа есть у «Ведомостей» (см. www.vedomosti.ru). У государства нет возможности требовать исполнения инвестпрограмм, следует из документа. Из 19 генерирующих компаний ДПМ, по сути, заключены только с двумя – ОГК-2 и ОГК-6 (обе подконтрольны «Газпрому»). К 2015 г. эти компании должны ввести 3,93 ГВт мощностей, а всего по ДМП должно быть 35,99 ГВт, говорится в отчете. И в том, что договоры с остальными не заработали, виноваты не инвесторы, констатируют аудиторы: со стороны генерирующих компаний документы подписаны (исключение – «Мосэнерго»). Но нужны еще подписи единого расчетного центра на энергорынке (ЗАО «Центр финансовых расчетов», ЦФР), а также НП «Администратор торговой системы» (АТС). И как раз с их стороны ДПМ «окончательно не оформлены», отмечает Счетная палата.

На что подписались инвесторы

До ликвидации в 2008 г. РАО ЕЭС распродало большую часть генерирующих активов. Почти половину приобретаемых акций инвесторы получили через выкуп допэмиссий ОГК и ТГК на 448,9 млрд руб. Предполагалось, что эти средства пойдут на новые стройки и замену устаревшего оборудования (см. врез). Когда и в каком объеме будут вводиться мощности, закреплено как раз в ДПМ. Контроль за исполнением инвестпрограмм осуществляет «Системный оператор».

У ДПМ довольно сложный юридический статус, а деталей известно немного. Официально объявлялось лишь, что при нарушении сроков ввода мощностей энергетики будут караться штрафами – до 25% от суммы всей инвестпрограммы. Есть ли другие санкции, не известно.

ОГК и ТГК обязаны заключить договоры, если являются субъектом оптового рынка (на нем энергетики продают энергию и мощность), следует из отчета Счетной палаты. ДПМ – приложение к договору о присоединении к торговой системе, который является пропуском на рынок, подтвердили «Ведомостям» сотрудники двух энергокомпаний. Но за нарушение условий ДПМ энергетики не будут отлучены от оптового рынка, говорит один из них. Есть ли другие санкции, он не знает. Получить разъяснения от регуляторов не удалось: представители АТС, ЦФР и Минэнерго от комментариев отказались.

Неработающая гарантия

Еще год назад министр энергетики Сергей Шматко заявил, что конструкция ДПМ не работает. Детали он не раскрыл, указав лишь на юридическое несовершенство схемы. Более разговорчивыми были энергетики.

Сотрудники ряда ОГК и ТГК говорили «Ведомостям», что их компании подписали договоры и передали их регуляторам. Но обратно бумаги с подписями представителей АТС и ЦФР им так и не вернулись.

Вчера представители основных инвесторов – «КЭС-холдинга», СУЭК, Fortum и E.On комментировать это не стали. Лишь представитель «Газпром энергохолдинга» заметил, что ДПМ подписаны со стороны ОГК-2, ОГК-6 и ТГК-1. Подписали ли их регуляторы, он не знает.

Одна из причин, почему ДПМ не были окончательно оформлены, – позиция Минэнерго, говорит чиновник правительства: министерство сочло штрафные санкции недостаточными и решило доработать этот пункт. Одно из предложений – ввести госрегулирование тарифов (вдобавок к штрафам) для тех, кто не справляется с инвестпрограммой, добавляет он. Слышал об этом и сотрудник одной из энергокомпаний. Косвенно на это указывают и слова Путина в Хакасии: «Те, кто отлынивает от ответственности и не хочет брать на себя обязательства, – пожалуйста к г-ну [руководителю ФСТ Сергею] Новикову». Комментировать это представители правительства, Минэнерго и ФСТ также не стали.

Если брать формулировку Счетной палаты по ситуации с ДПМ («окончательно не оформлены»), получается, договоры де-юре не действуют и у инвесторов нет никаких обязательств перед государством, отмечает партнер юрфирмы «Юст» Артур Рохлин. Выходит, взаимоотношения чиновников и инвесторов держатся «на честном слове», добавляет аналитик «ВТБ капитала» Михаил Расстригин. Хотя рычаги влияния на энергетиков у государства, естественно, есть, оговаривается он: можно занизить тариф, не отобрать станции на конкурентном рынке мощности, ввести механизм cглаживания цен, как это было сразу после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.

Впрочем, скоро ситуация может измениться: до 15 апреля наблюдательный совет «Совета рынка» должен утвердить список объектов, являющихся предметом ДПМ, говорится в протоколе совещания в Хакасии (копия есть у «Ведомостей»). А подписание договоров в новой редакции должно завершиться к 1 июля, отмечается в документе.