Конкурс патриотов

Автобусы на 2 млрд руб. Петербург купит у российских заводов – волгоградского «Волжанина» и предприятий из групп ГАЗ и «Камаз». Дилеров белорусского МАЗа к торгам не допустили
Е.Кузьмина

Комитет по транспорту 17 марта провел аукционы по закупке 284 автобусов для нужд города, сообщила пресс-служба комитета. За лот на поставку 60 односекционных двухосных машин с начальной ценой в 310,3 млн руб. боролись Нефтекамский автозавод («Нефаз», входит в группу «Камаз»), Вологодский машиностроительный завод (ВМЗ) и дилер группы ГАЗ – ТД «Спарз». Победил «Нефаз», предложивший за лот 192,4 млн руб. Цена одного автобуса снизилась с 5,16 млн до 3,2 млн руб. Два других лота предусматривают соответственно закупку 82 односекционных и трехосных автобусов за максимальную цену в 619,4 млн руб. и 142 сочлененные машины за 1,2 млрд руб. Половина каждой партии должна быть поставлена до 30 июня, другая половина – до 30 сентября 2010 г.

Заявки на поставку 82 машин подавали «Омни-центр» и два дилера белорусского МАЗа: «СП ЛадогаМАЗсервис» и «Строительные и коммунальные машины». Последние две компании не были допущены к конкурсу, поскольку город планировал покупать автобусы только российского производства, говорится в протоколе конкурсной комиссии. Победителем стал «Омни-центр», дилер волгоградского автозавода («Волжанин»). На третий лот нашелся только один претендент – ТД «Спарз», который также победил без конкурса, сообщается в протоколе аукциона. Дилер поставит автобусы Ликинского завода, сказал представитель группы ГАЗ. «Спарз» выигрывал такие конкурсы последние три года, утверждает финдиректор дилера Павел Степанов.

Петербург рассчитывает получить до 70% потраченных на закупку автобусов средств из федерального бюджета, рассказал председатель комитета финансов Эдуард Батанов. Согласно постановлению правительства «Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2010 г. из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники» от 31 декабря 2009 г. на эту программу выделено 10 млрд руб., но бюджет готов компенсировать регионам затраты только на отечественную технику.

Петербургский конкурс – один из самых крупных в стране, считает начальник отдела продаж ВМЗ Александр Смирнов. В кризис заводы рады каждому заказу, говорит Вячеслав Гинаев, директор по развитию дилерской сети завода «Волжанин». По его словам, для «Волжанина», который выпускает 300–400 автобусов в год, это достаточно существенный заказ.

Заместитель гендиректора «Нефаза» Виктор Петровский утверждает, что завод хотел принять участие в торгах на все лоты. Но для заказа комплектующих и проведения сборки по второму и третьему лотам времени слишком мало, говорит он. Снижение цены в ходе торгов он не комментирует. По словам Степанова, крупное действующее производство может выдержать жесткие сроки. К таким аукционам нужно готовиться заранее, чтобы иметь необходимое количество комплектующих, говорит он.

Трехосные и сочлененные автобусы выпускаются только под заказ, комплектующие для них заказываются за два-три месяца, а конкурс был объявлен в середине февраля, у претендентов было мало времени на подготовку, считает руководитель одного из петербургских пассажирских перевозчиков. В результате тяжелые машины город получит не менее чем на 15% дороже рыночной цены, полагает он.

«В случае допуска к аукциону белорусских автобусов стоимость второго лота в процессе торгов снизилась бы более чем на 100 млн руб. Отсутствие конкуренции не позволило городу сэкономить бюджетные деньги», – говорит директор «СП ЛадогаМАЗсервис» Александр Мороз. По его словам, компания рассматривает возможность опротестовать результаты аукциона. Дилер жаловался на условия конкурса в ФАС, но служба отклонила заявку.