Игроки: Процесс, а не результат

В России в сфере культуры преобладают государственные институции, но есть и негосударственные, появившиеся в последние 10–15 лет. Нетрудно догадаться, кому бизнес отдаст предпочтение: все хотят поддерживать Мариинский театр и мало кому интересна экспериментальная студия драматического искусства.

Фонд «ПРО АРТЕ»

основан в 1999 г. в Cанкт-Петербурге, организует 200 событий в год – выставки, концерты, фестивали, лекции, конференции в области современного искусства.

Между тем негосударственные организации намного эффективнее государственных: они мобильнее и, безусловно, креативнее.

Если вопрос модернизации стоит на повестке дня, то в культуре это развитие негосударственного сектора и создание условий для его финансирования.

С 2009 г. гранты иностранных благотворительных фондов облагаются налогом (24%). Причина – политическая, результат – экономический. Иностранные фонды были теми «локомотивами», которые вытягивали третий сектор. Но если не нравятся иностранные фонды, нужно предложить альтернативу, создать условия для развития домашней филантропии. Разумное государство создает условия для притока денег туда, где ему нужна помощь.

В США государственное финансирование в сфере культуры очень незначительно. Большая часть денег приходит из частного сектора. Здесь нам пока далеко до Америки: в США более 50 000 благотворительных фондов, в России – 25. К тому же в России больше корпоративных благотворителей, в США – 75% фондов – частные. Впрочем, такого размаха филантропии, как в Америке, нет нигде в мире, и объясняется это не только религиозными традициями и налоговыми послаблениями, но и сильной индивидуальной мотивацией: «Если я отдам деньги государству, я не знаю, на что оно их потратит, лучше я их передам в фонд и буду точно знать, куда они ушли».

Европа нам ближе: там у культуры традиционно сильная государственная поддержка, но существуют и частные фонды. Последнее время в европейской культурной филантропии стало появляться много «новых денег». В соседней Финляндии молодые люди, разбогатевшие на взлете Nokia, создают фонды поддержки современного искусства.

Очень важно понимать, что поддержка культуры – это чаще процесс, чем результат. Не следует ожидать немедленного возврата вложений: результат вы можете увидеть иногда лет через 5–10, а то и позже.

Фонд «ПРО АРТЕ» поддерживает музеи и молодых художников, музыкантов, композиторов. Программа для молодых художников рассчитана на два года. Все это время они могут бесплатно посещать лекции и мастер-классы, получать деньги на проекты и помощь в организации выставок. И если в результате этой двухлетней работы из 15–20 человек выходит два-три хороших художника, то мы считаем, что задача выполнена. А что остальные? В этом деле очень важна питательная среда, без которой ничего не вырастет.

Очевидно, что корпоративный бизнес, поддерживающий проекты в сфере культуры и нацеленный на быстрый результат, не бывает готов к подобному расточительству. С такой задачей легче справляются частные благотворительные фонды. Это в прямом смысле слова работа на будущее.