В главных ролях: Брать надо грамотно
Свердловская государственная академическая филармония
создана в 1936 г. Основной штат сотрудников – 355 человек; из них артистический персонал – 197. Восемь залов-филиалов в городах Свердловской области.
Благотворительность в культуре нельзя рассматривать вне общественного отношения к культуре. Общеизвестными мотивами благотворительности являются:
а) сострадание, желание помочь (сострадательный мотив);
б) желание способствовать созданию условий для дальнейшего развития объекта благотворительности (созидательная благотворительность).
Сострадательный мотив, как правило, включается в крайних ситуациях. Например, в ходе благотворительной акции «SOS орган!», проводимой филармонией в сезоне 1997–1998 гг., было собрано 110 000 дойч-марок на реконструкцию органа, находившегося в критическом состоянии, откликнулось огромное количество людей и предприятий. Акция прошла на подъеме, необходимые средства были собраны, инструмент спасен и отреставрирован. Но в последующие годы привлечь гораздо меньшие средства просто на его поддержание в рабочем состоянии было уже проблематично. Психологически спасли!! А дальше? И вот это-то «дальше» относится уже к созидательному мотиву.
Созидательный мотив рождается в ситуациях благополучных, когда вырастает потребность в самореализации – либо непосредственно через творчество, либо через сотворчество в качестве благотворителя, инвестора или потребителя культурного продукта. Именно поэтому благотворительность по отношению к культуре необходимо рассматривать как процесс сотворчества.
Процесс взаимообогащающий. Будем давать больше денег на культуру, в обществе будет увеличиваться потребность в культурном продукте. Увеличение потребности в культуре повлечет за собой увеличение благотворительных вливаний. Что должно быть раньше? Все должно быть раньше!
В августе 2009 г. в Свердловской филармонии был осуществлен проект под названием «Общедоступные концерты» – серия из 15 концертов разных жанров. Главным в этом проекте была цена билета – от 50 руб. до 150 руб. (при средней цене около 540 руб.).
В рамках данного проекта был проведен опрос слушателей на темы: «Готовы ли они из своего бюджета выделять филармонии некую сумму, не ущемляющую потребности семьи, в качестве благотворительных взносов?» и «Если готовы, то какую сумму?» Более половины из 799 опрошенных готовы пожертвовать, из них 75% готовы разово отдать от 100 руб. до 500 руб. Нехитрая арифметика сразу дает нам как минимум 6 млн руб. за сезон!
Эти результаты позволяют сделать выводы:
1. В обществе есть готовность жертвовать на культуру.
2. Со стороны культуры недостаточно готовности грамотно и профессионально эти деньги взять.
Повторяю вопросы: «Что должно быть раньше? Культурное воспитание, а затем превращение культурных людей в благотворителей? Или привлечение далеких от культуры людей к благотворительной деятельности и через нее – к культуре вообще?»
И с убежденностью повторяю ответ: «Все должно быть раньше!»