В главных ролях: Нужна мотивация и высокая самооценка

Ирина Остаркова

по образованию философ. С 1996 г. работала в пиар-департаменте ОНЭКСИМ банка. С 1998 г. – начальник управления имиджевых программ компании «Интеррос». С 2001 г. – руководитель издательской программы «Интерроса», с 2007 г. работает в Фонде В. Потанина.

Благотворительный фонд В. Потанина

Первый частный благотворительный фонд в России, зарегистрирован 10 января 1999 г. Бюджет формируется из личных средств Владимира Потанина. Ежегодно выплачивает более 400 грантов и 2300 стипендий.

Сфера культуры является весьма специфичной для благотворительной деятельности. В течение десяти лет Благотворительный фонд Владимира Потанина придерживается однажды выбранной стратегии работы в сфере культуры: мы поддерживаем сильных. Тех, кто талантлив, активен, хочет и может содействовать развитию культурной и музейной сферы России. Проекты, которые мы поддерживаем, направлены на реинтеграцию музеев и музейщиков в жизнь современного общества.

Культурное наследие невозможно сберечь, спрятав от людей. Его охраняют не столько замки, сколько интерес и любовь. Огромная проблема нашей страны в том, что история существует в сознании людей исключительно как политическая история, а памятники искусства рассматриваются преимущественно в категории материальных ценностей. Кроме того, до сих пор историческое знание и художественный вкус воспринимались не как показатель культуры состоявшегося человека, а как нечто «от лукавого».

Среди тех, кто должен просвещать общество, музей стоит на одном из первых мест. Ведь современный музей – это не только образцовое хранилище, но и место, где обычным людям должно быть интересно. Главная компетенция музейного сотрудника – умение общаться с разными аудиториями. Поэтому тема коммуникаций уже несколько лет является ключевой для конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», который проводит наш фонд. Любая номинация конкурса – образовательные программы, экспозиция, туристические продукты, работа с инвалидами или пенсионерами, исследования, поиски новых партнеров – предполагает коммуникации. Конечно, основная музейная аудитория – это дети и молодежь, ведь от того, сумеют ли они увлечься и полюбить памятники культуры, зависит существование этих памятников в будущем. Но надо помнить и о сегодняшнем дне. Что сделать для того, чтобы в музей пришел тот, кто в музей не ходит? Как превратить в своих союзников представителей местной власти? Наконец, как победить предубеждение коллег, которым роль «скупого рыцаря», чахнущего над только одному ему доступными сокровищами, милей роли популяризатора культурного наследия?

У участников конкурса есть возможности для решения этих сложнейших задач. Пройдя первый этап, они приезжают на обучающий семинар. Победив и реализовав свой проект, они могут познакомиться с лучшими музейными практиками в Великобритании. А самое главное, их проектная деятельность поможет им измениться, стать современными специалистами. Нам часто говорят: почему, если тема коммуникаций так важна, не изменить формат программы и не тратить больше средств просто на обучение, на семинары по всей стране? Но семилетний опыт конкурса показывает, что настоящего результата можно добиться только, если у музейщика уже существует мотивация стать другим. И здесь ничего лучше, чем работу над собственным проектом, придумать нельзя.

Если конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» в первую очередь дает музейщикам возможности коммуникации и перспективы личностного роста, то другая программа фонда – «Первая публикация» – позволяет российским музеям вместе со специалистами фонда и приглашенными экспертами создавать качественные издательские проекты. Одноименный конкурс, чья задача видится в актуализации через книгоиздание музейного наследия – уникальных музейных коллекций, которые никогда еще не были опубликованы, – имеет четкую нацеленность на результат, т. е. на появление книги в итоге работы.

Книжный проект за время его воплощения часто трансформируется, в нем появляются все новые черты и грани и в поддержку ему часто создаются подпроекты, которые фонд осуществляет совместно со своими партнерами. Так было, например, с одним из наших последних проектов – «Небесами и окрестностями Кенозерья», который изначально задумывался как публикация одного авторского «неба» – расписного потолка часовни из деревни Усть-Поча, а затем превратился в книгу обо всех часовнях и церквах края. Параллельно возник документальный фильм о современной жизни и традициях духовной культуры Кенозерья, родилась идея выставить в московском ВХРЦ им. И. Грабаря отреставрированные в рамках проекта небеса. Только что вышедшая книга, ставшая главным экспонатом выставки «Небеса ручной работы», спровоцировала горячую общественную дискуссию: возвращать ли в Кенозерский национальный парк отреставрированные в Москве «небеса» или заменить их копиями? Сотни профессионалов и тысячи обыкновенных россиян узнали о Кенозерском парке. То есть вокруг проекта образовалось плотное информационное поле, которое обычно создают миллионы рекламных бюджетов.

Другой пример – выпущенная в рамках программы «Первая публикация» книга «Егорьевские диковины», описывающая феномен купеческого коллекционирования на примере основателя местного музея Михаила Бардыгина. В нынешнем году это издание стало поводом для включения высоким международным жюри Егорьевского музея в число тридцати претендентов на звание «Европейский музей года 2010».

То есть очевидно, что участие в программах фонда не просто повышает самооценку, мотивацию и компетенцию музейных специалистов. Оно позволяет совместными усилиями вывести музейные проекты России на мировой уровень и может стать той мотивацией, которая заставит власть пересмотреть свое отношение к отечественным музеям.

Конечно, подобные результаты возможны только в случае, если мы будем относиться к деятельности фонда не как к финансовому распределению, а как к консолидации культурного потенциала музеев страны и последовательной деятельности по раскрытию этого потенциала. Если мы поставим во главу угла реализацию проектных исследований, включив каждого эксперта и каждого музейного работника в единый научный и творческий коллектив. И через некоторое время такой работы мы получим не просто коллекцию интересных проектов, но и работающую многоуровневую межмузейную систему.