Вектор


Оферта под арестом

Altimo и норвежская Telenor в октябре 2009 г. завершили пятилетний конфликт, договорившись объединить доли в «Вымпелкоме» (у Altimo 44%, у Telenor 29,9%) и украинском «Киевстаре» (43,5% и 56,5% соответственно) в бермудской Vimpelcom Ltd. Но большая часть пакета Telenor в «Вымпелкоме» (26,6%) по-прежнему арестована в обеспечение иска миноритария «Вымпелкома» Farimex. В феврале 2009 г. суд в Омске взыскал с норвежцев $1,73 млрд за блокирование в 2004–2005 гг. выхода оператора на Украину.

Вчера Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в четвертый раз отложил рассмотрение кассации Telenor на решение Омского суда – на 16 апреля. 15 апреля истекает срок оферты миноритариям «Вымпелкома» в США для обмена их акций на бумаги Vimpelcom Ltd. Представитель Altimo Евгений Думалкин уверяет, что перенос слушаний не влияет на оферту. Но пока существует «дело Farimex», сделка по Vimpelcom Ltd. не может быть закрыта, напоминает представитель Telenor Анна Иванова-Галицина.

Telenor не раз заявляла, что Farimex действует в интересах Altimo (а та – не раз это отрицала), у миноритариев «Вымпелкома» может возникнуть ощущение, что акционерный конфликт не завершен, и вряд ли они все примут оферту. Зато миноритарий Farimex сможет выторговать выгодные условия для завершения судебного процесса.

Кредитные обязательства

Белорусский рынок привлекает многие российские компании, однако динамично развивать бизнес там удается далеко не всем решившимся пойти в Белоруссию. Судя по всему, ошибки предшественников учел Сбербанк, оформивший контроль над БПС-банком. В руководители «дочки» он взял зампредседателя местного нацбанка Василия Матюшевского, а председательствовать в совете продолжит вице-премьер Белоруссии Андрей Кобяков.

Но этим, похоже, договоренности Сбербанка и Белоруссии не ограничиваются. Уже вскоре местные предприятия получат кредиты на сотни миллионов долларов, пообещал президент Сбербанка Герман Греф. Всего же Сбербанк готов направить в Белоруссию почти $2,5 млрд. А это уже весомый аргумент, который вкупе с уплаченными за БПС-банк $280 млн вполне мог убедить руководство Белоруссии расстаться с банком.

Комсомольская стройка возвращается

Проект по расширению БАМа с 12 млн до 50 млн т грузов в год к 2020 г. дорожает не по дням, а по часам. Во вторник президент РЖД Владимир Якунин оценил проект в 400 млрд руб. в ценах 2008 г., а вчера стала известна оценка дальневосточного полпреда Виктора Ишаева – 800 млрд руб. В первом варианте стратегии развития БАМа в 2007 г. затраты предполагались на уровне 247,3 млрд руб. Инвестировать нужно – магистраль поможет развитию Дальнего Востока, убеждает Ишаев. Якунин полпреда поддержал – некоторые участки БАМа стали «узким горлышком», сдерживающим объем перевозок. Тем более что платить будет государство – правительство как раз продлило действие ФЦП развития Дальнего Востока до 2018 г., нужно включить туда расширение БАМа, сказал Ишаев.

С самого начала ударной комсомольской стройки в 1970-х гг. говорилось, что магистраль поможет развивать дальневосточные регионы. Но после окончания строительства выяснилось, что возить по ней нечего. В последние годы РЖД смогла загрузить ее, в частности, перевозкой нефти из Сибири в дальневосточные порты, а к 2050 г. объемы перевозок по ней могут вырасти до 100 000 млн т в год, говорит Якунин. Но с 2015 г. сибирская нефть будет перемещаться по ВСТО. Чем ее заменять, пока неясно.

Лишняя помощь

«Уралвагонзавод» задерживает поставки вагонов, которые заказала у него Первая грузовая компания, пожаловался первый заместитель гендиректора ПГК Алексей Тайчер, а его начальник уже грозит поставщику штрафными санкциями.

Почти весь прошлый год «Уралвагонзавод» простаивал: РЖД и частные операторы разом прекратили покупать вагоны в начале 2009 г. Компания дважды получила щедрую помощь от государства: в два этапа в уставный капитал было влито 15 млрд руб. Государство же помогло с контрактами: сегодня портфель заказов на 2010 г. составляет более 20 000 вагонов, говорит представитель компании, основной покупатель – ПГК, 100%-ная «дочка» РЖД. А месяц назад Минобороны объявило о намерении закупить у «Уралвагонзавода» в этом году 261 танк Т-90. У завода теперь просто не хватает мощностей, разводит руками собеседник «Ведомостей». Да еще в феврале – марте этого года разрушились боковые рамы нескольких вагонов, выпущенных предприятием в I квартале 2007 г., и РЖД обязала завод срочно доработать все 3000 вагонов, произведенные в этот период, говорит он. Впору опять просить госпомощь – чтобы справиться с валом заказов и браком прошлых лет.