Кто продвигает чиновников

В 2009 г. министерства и ведомства потратили на PR и маркетинг 5,2 млрд руб. Больше всего из этой суммы заработало Агентство гуманитарных технологий

В прошлом году госструктуры провели 1232 тендера по информационной разъяснительной работе, рекламе, организации мероприятий и исследованиям и потратили на все это 5,2 млрд руб., подсчитала коммуникационная группа «Византия» на основе данных сайта zakupki.gov.ru (подробные результаты - на www.vedomosti.ru). Почти половину из 5,2 млрд руб министерства и ведомства потратили на проведение мероприятий. По предварительному прогнозу Ассоциации компаний – консультантов в области связей с общественностью (АКОС), в 2009 г. рынок PR-услуг без учета госконтрактов в России снизился по сравнению с предыдущим годом примерно на 20% до $2 млрд.

Как следует из рейтинга, составленного «Византией», крупнейший подрядчик государства в этой области – Агентство гуманитарных технологий (АГТ). В прошлом году оно выиграло 15 тендеров (больше – только «РИА Новости») и заработало почти 256 млн руб. В тройке лидеров по объемам выигранных средств также оказались рекламное агентство «Смарт нью солюшнз» (170 млн руб.) и Агентство национальных коммуникационных стратегий (156,5 млн руб.).

АГТ, несомненно, одно из крупнейших агентств, работающих с госклиентами, соглашается с выводами «Византии» председатель АКОС Елена Фадеева. «Большая часть российских PR-агентств работает с корпоративными клиентами, и такие агентства у всех на слуху, считается, что они-то и есть крупнейшие, – объясняет Юлианна Слащева, президент агентства «Михайлов и парнеры» (входит в число крупнейших подрядчиков прошлого года в сегменте «информационно-разъяснительная работа»). – На самом деле обороты коммуникационных компаний, специализирующихся в области государственного PR, намного больше».

АГТ гостендеры приносят около 70% выручки агентства и 21,5% оборота одноименной группы, подтвердил председатель совета директоров коммуникационной группы АГТ Вячеслав Лащевский. По данным «СПАРК Интерфакс», основные владельцы компаний, входящих в группу АГТ, являются Лащевский и Георгий Гаврилин. В начале своей работы АГТ специализировалось на телекоммуникационном рынке, много сотрудничало с Министерством связи, когда им руководил Леонид Рейман. В 2006 г., по словам Лащевского, агентство решило диверсифицироваться, развивать региональную сеть, и теперь среди его крупнейших клиентов Федеральное агентство по образованию, Министерство спорта, туризма и молодежной политики, структуры «Газпрома», Bayer, Nokia и т. д.

Для рекламного агентства «Смарт нью солюшнз» работа с госорганами, напротив, не является приоритетной, говорит совладелец группы Smart Communications Александр Романов. Для агентства экономически эффективно работать по госконтрактам на сумму более 100 млн руб., объясняет он.

Прошлый год в области государственного PR был пройден во многом «по инерции», так как бюджеты утверждались еще до кризиса, говорит Лащевский. В этом году министерства и ведомства сократят бюджеты на PR и маркетинг примерно на 25–30%, прогнозирует он, и в дальнейшем этот уровень расходов сохранится. Слащева согласна, что отдельные министерства и ведомства снижают в этом году бюджеты на 20–30%. «Но все новые госстуктуры начинают работать в этой области, поэтому совокупный объем расходов растет», – считает она. «Михайлов и партнеры» в прошлом году заработало на гостендерах 136 млн руб., что составило 40% выручки агентства (собственные данные). У агентств, чаще других выигрывающих на конкурсах министерств и ведомств, эта доля достигает 70–80%, указывает Слащева.