Одноклассники в контакте с игрушками

В руки разработчиков игр для социальных сетей полились деньги инвесторов. Инвесторы заметили, что пользователи социальных сетей переключились с простого общения на игры в мафию и покер и даже такие экстравагантные занятия, как выращивание виртуальных животных

Благодаря Facebook, Myspace, Bebo (а также их приложениям для iPhone и Anfroid) взошла звезда трех компаний, разрабатывающих игрушки для социальных сетей, – Zynga, Playfish и Playdom. Созданная Zynga игра FarmVille привлекла больше миллиона игроков в первые четыре дня после запуска, а сейчас в ферму играет более 80 млн пользователей Facebook. В 2009 г. эта игра стала самой популярной в крупнейшей социальной сети. На разработку FarmVille у Zynga ушло, по ее собственным данным, всего пять недель.

Другие разработчики запустили свои версии «ферм», только в сети «В контакте» их не меньше двух десятков.

Все три компании были основаны в 2007 г. и объявили о десятках и даже сотнях миллионов ожидаемой по итогам 2009 г. выручки. Playfish была приобретена в прошлом году известным производителем игр Electronic Arts за $400 млн. Zynga же получила в прошлом году $180 млн от консорциума инвесторов во главе с Digital Sky Technologies (DST) Юрия Мильнера.

В прошлом году «социальные» игры стали модными и в России. Громкий успех получил российский вариант той же фермы – игра «Счастливый фермер» екатеринбургской компании I-Jet. Игра была запущена в апреле 2009 г. в сети «В контакте» и за первые две недели набрала миллион игроков, рассказывал «Ведомостям» основатель I-Jet Алексей Костарев. Менее чем за год «Счастливый фермер» принес издателю $20 млн. Правда, почти половина этих денег досталась «В контакте», а оставшееся было поделено пополам с китайским разработчиком игры. По словам Никиты Шермана, основателя еще одного производителя игрушек для социальных сетей – компании Drimmi, это абсолютный рекорд для российского рынка игр для соцсетей, объем которого составил в 2009 г. $30 млн.

Сам Шерман, до лета 2009 г. возглавлявший социальную сеть «Одноклассники», сразу после ухода из нее решил заняться играми для соцсетей. Уже зимой Drimmi получила $4 млн от Mangrove Capital Partners и ABRT. $5 млн от DST и 1С получил недавно Сергей Орловский, основавший годом ранее компанию Nival Network, специализирующуюся опять же на играх для соцсетей. В середине прошлого года «социальными» игрушками заинтересовался основной игровой актив DST – холдинг Astrum Online, ранее издававший и разрабатывавший разного рода онлайн-игры. Зимой Astrum был приобретен Mail.ru. Сейчас аудитория «социальных» игр Mail.ru – около 40 млн человек, говорит представитель компании, а всего запущено 77 игр. Среди них, разумеется, есть своя ферма, в данном случае «любимая». Представитель Mail.ru оценивает этот рынок в России в 2010 г. примерно в $100 млн.

Гендиректор Playdom Джон Плизантс оценивает затраты на производство одной игры для соцсетей в $0,1–0,3 млн без учета бюджета на ее продвижение в сетях (еще плюс 50%), пишет издание Social Times. Плизантс констатирует, что вход на этот рынок становится все более дорогим: конкуренция увеличивается, а почти единственным способом распространить игру пока остается реклама на Facebook (Playdom получает из этой сети 75% трафика).

Причину популярности игр для социальных сетей участники этого рынка объясняют популярностью самих соцсетей. Их аудитории нравится играть, но не хочется покидать пределы сети, говорит представитель Mail.ru. Тенденция последнего времени, по его словам, – появление множества сравнительно простых игровых приложений: знакомств, «рисовалок» по стене. Шерман из Drimmi прогнозирует, что в этом году игры в сети «В контакте» заработают $30–40 млн, в сети «Мой мир Mail.ru» – $30 млн.

К разработке «социальных» игр компании подталкивает и сокращение спроса на некоторые другие виды компьютерных игр, например казуальных (простейшие игры вроде тетриса, «змейки» и т. п.). Доход от продажи казуальных игр на их основном, североамериканском рынке резко сокращается, говорит Татьяна Чернова, представитель производителя казуальных игр Alawar Entertainment, инвестором которого недавно стал фонд Almaz Capital Partners. В итоге Alawar приходится выходить на новые географические рынки (Восточная Европа, Израиль), а заодно осваивать нишу игр для социальных сетей. Первую такую игру Alawar уже запустила.