Телевизор в телефоне

Прямо на экране мобильного телефона отныне можно смотреть телепередачи в цифровом качестве. Это позволяет технология DVB-H, на базе которой уже заработали две московские сети. Корреспондент «Ведомостей» поучаствовал в тестировании обеих

Подконтрольная «Вымпелкому» компания «Доминанта» (бренд «Билайн») и аффилированный со «Скартелом» оператор «Кентавр» (бренд «Yota ТВ») завершают в Москве тестирование мобильного телевидения стандарта DVB-H. Испытания электромагнитной совместимости этой услуги с аналоговым ТВ и военными средствами связи начались в конце 2009 г., а уже 20 апреля Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) подведет итоги тестов и решит, выдавать ли компаниям лицензии для коммерческой эксплуатации сетей.

Главное различие двух проектов в модели предоставления услуги. «Вымпелком» использует систему условного доступа (Conditional Access System, CAS), поэтому его услугой могут воспользоваться только абоненты «Билайна» на ограниченном количестве устройств, поддерживающих эту систему шифрования. Сейчас на российском рынке есть только одно такое устройство – телефон Samsung SGH-P960 стоимостью около 10 000 руб. У «Кентавра» – открытая система, позволяющая смотреть ТВ любому человеку, причем не нужна даже sim-карта, главное – чтобы у устройства была антенна. Подходящих гаджетов в России продается как минимум четыре – помимо той же модели Samsung SGH-P960 есть еще Nokia N96, ZTE MoMO и Gigabyte g-Smart.

Корреспондент «Ведомостей» тестировал мобильное ТВ на двух разных телефонах Samsung SGH-P960. Одна модель была «заточена» под «Билайн», а другая «видела» сигнал только «Yota ТВ».

«Yota ТВ» пока дает доступ к восьми каналам – «Первому», «России», «Вести 24», «Бибигону», «Пятому каналу», НТВ, «Муз-ТВ» и 7ТВ («социальный пакет»). «Билайн» – к 12. Его абоненты могут смотреть дополнительно Gameland, RuTV, A-One и «Эксперт ТВ», а также «TV покер», который периодически появляется вместо 7ТВ.

Во время тестирования у «Yota ТВ» не работал 7ТВ, а телевидение от «Билайна» в какой-то момент зависло, после чего на экране появилась надпись «Услуга недоступна». Обратившись в абонентскую службу, корреспондент «Ведомостей» выяснил, что «подключить и пользоваться услугой можно бесплатно до 1 марта 2010 г.». Но после отправки автоматического запроса мобильное ТВ снова заработало. Стабильно транслировался только один заранее выбранный канал, а при переключении каналов аппарат начинал зависать и периодически перегружаться, чего не было с «Yota ТВ». Представители «Вымпелкома» объясняют подобные сбои отладкой сети.

Если не учитывать эти мелочи, изображение у обоих провайдеров оказалось вполне сносным. Разве что на трубке с поддержкой «Билайна» задержка изображения по сравнению с аналоговым кабельным вещанием составляла около 15 секунд. На аппарат с «Yota ТВ» сигнал поступал чуть раньше, но тоже с задержкой – примерно в 10–12 секунд.

В обоих телефонах доступна ТВ-программа к каждому из транслируемых каналов на ближайшие сутки, а также указывается время начала и окончания текущей программы или фильма, что достаточно удобно. Но к такому маленькому экрану еще нужно привыкнуть.

По наблюдениям специалистов «Вымпелкома», абоненты смотрят телевизор на телефоне короткими сессиями. В течение недели они включают телевидение в среднем на 60–70 минут, т. е примерно по 10 минут в день, говорит руководитель департамента дополнительных услуг «Вымпелкома» Андрей Холодный. Зрители мобильного ТВ чуть чаще, чем обычные телезрители, смотрят музыкальные каналы, рассказывает он, большой популярностью пользовалась трансляция Олимпиады. Еще одно любопытное наблюдение «Вымпелкома» – существенная доля зрителей смотрит мобильное ТВ не только по пути на работу и домой, но и в рабочее время.

У «Кентавра» в отличие от «Вымпелкома» телевизионная сеть не предусматривает обратного канала связи, поэтому реакцию пользователей провайдер может узнать, как и аналоговые вещатели, только через опросы и различные акции, говорит директор по развитию «Скартела» Егор Иванов. Основной результат испытаний, по его словам, в том, что сеть не мешает другим системам связи. Правда, на прошлой неделе «Мостелеком» пожаловался в Минкомсвязи как раз на то, что DVB-H-передатчики вызывают помехи в его сети. Но замминистра Дмитрий Северов не стал приостанавливать тестирование DVB-H, предложив решить проблему с помощью цифровизации кабельного вещания.

«Вымпелком» приобрел «Доминанту» еще в 2006 г., но запуск DVB-H-сетей все время откладывался из-за подготовки цифровизации всего эфирного ТВ в России и неопределенности статуса мобильного ТВ. Дело сдвинулось с мертвой точки только в августе 2009 г., когда ГКРЧ выделила частоты для создания опытных зон в Москве.

«Вымпелком» инвестировал в строительство DVB-H-сети $12–15 млн, а «Кентавр» – $18 млн. Но цели у этих компаний разные, говорят их представители. За три месяца тестовой эксплуатации «Вымпелком» набрал около 3000 абонентов, а к концу 2010 г. планирует увеличить их число до 25 000, говорит Холодный из «Вымпелкома». По оценке «Кентавра», его услугами могли воспользоваться большинство владельцев DVB-H-устройств, которые работают в Москве, – 30 000–40 000 человек. К концу года при активном продвижении новых моделей телефонов число таких трубок должно увеличиться до 200 000–300 000, надеется Иванов.

В случае положительного решения ГКРЧ обе компании рассчитывают начать коммерческую эксплуатацию мобильного ТВ уже летом. «Кентавр» обещает сохранить саму услугу для абонентов бесплатной, а зарабатывать собирается на рекламе и продаже вещательного ресурса (доступа к абонентам) владельцам контента. Продажа рекламы на мобильном ТВ – достаточно далекая перспектива, предупреждает Холодный. Для этого услуга должна стать массовой, соглашается Иванов, но он рассчитывает, что это произойдет к 2012 г.

По мнению Холодного, единственное, что может принести нормальные деньги на маленькой абонентской базе, – продажа контента. Правда, «социальный пакет» из первых восьми каналов «Вымпелком» все равно вынужден будет предлагать бесплатно – это предусмотрено госпрограммой цифровизации эфирного ТВ. И компании уже пришлось пересмотреть ранее запланированные тарифы, признается Холодный.

Сейчас рост абонентской платы сдерживается нехваткой устройств, поддерживающих DVB-H. А производители смотрят с осторожностью на российский рынок, говорит Иванов. Поэтому «Скартел» ведет переговоры с ними и намерен в рамках маркетинговых акций «всячески способствовать максимальному объему продаж». «Вымпелком», по словам Холодного, также старается как можно быстрее запустить более современные модели. Он надеется, что до конца года на российском рынке будет три-четыре новых телефона, поддерживающих услугу мобильного ТВ. В частности, Nokia собирается запустить модель 5350 в конце II квартала, говорит представитель московского офиса компании. А LG, по словам ее представителя, наоборот, пока не планирует выводить свои DVB-H-модели на российский рынок.

«Вымпелком» и «Скартел» также тестируют навигаторы, мультимедийный плейер и различные переходники, которые получают DVB-H-сигнал через Bluetooth или WiFi и затем передают его на любые устройства. Но ставку собираются делать именно на телефоны.