Жгучий философ

Владимир Ильин глядит на русскую литературу сквозь призму философии и прозревает самые сокровенные ее тайны

Сборник «Пожар миров» – первая в России обширная публикация наследия Владимира Николаевича Ильина (1890–1971). Ильин навсегда покинул Россию в 1919 г., с тех пор на родине было опубликовано лишь несколько его работ.

В «Пожар миров» вошли философские, музыковедческие, но в основном литературно-критические его статьи, опубликованные в 1960-е гг. в знаменитом эмигрантском журнале «Возрождение».

Ильин был в первую очередь философом, хотя и музыку сочинял, и богословствовал, и все это вместе – симфония философии, музыки, богомыслия, а также изумительная память, широчайшая эрудиция – на выходе дали гениального читателя. То есть читателя с незамутненным, очень свежим и головокружительно глубоким взглядом на русскую литературу.

Впрочем, не в одной эрудиции и ренессансной широте философа тут дело. Ильин обладает цельным мировоззрением и смотрит на части, исходя из собственной выстраданной и продуманной картины мира. Смотрит отнюдь не бесстрастно – напротив, горячо, взволнованно и как раз страстно. Но от этого-то внутреннего жара его жажды найти истину в исследуемых текстах проступает писанное даже симпатическими чернилами.

Удивительно и другое. Размышления о ледяном смехе Гоголя, разрываемого «предельной красотой и предельным безобразием», о «страждущем русском Дионисе» Аполлоне Григорьеве, взыскующем небесной красоты, но полном «карамазовской жажды жизни», о тайном мистицизме, разлитом в рассказах Тургенева, о Пасхе распятия и воскресения в романах Достоевского, о благовествующем Евангелие «атеисте» Чехове родились вовсе не в бурные ренессансные годы начала прошлого века, но в глухонемое для жизни мысли в СССР время, когда, казалось, мысль эта замерла повсюду. Нет, она жила, развивалась всего в трех часах лета от Москвы так, будто традиция русского философствования никогда и не прерывалась.

Литературно-критическая проза Ильина – бордо, пленительное, ароматное и живое.