В Германию через Венесуэлу

«Роснефть» наконец нашла объект для поглощения: госкомпания может купить половину Ruhr Oel, владеющей перерабатывающими активами в Германии

Роснефть» хочет выкупить у венесуэльской PDVSA 50% акций Ruhr Oel, владеющей пятью НПЗ в Германии (см. врез). Вопрос может обсуждаться сегодня в ходе визита в Венесуэлу премьера Владимира Путина, сообщило вчера агентство Reuters со ссылкой на два источника в отрасли. Представитель «Роснефти» это не комментирует, связаться с его коллегой из PDVSA не удалось. Источник, близкий к «Роснефти», сказал «Ведомостям», что идея покупки германских НПЗ PDVSA обсуждается довольно давно, но конкретных решений нет. «Пока что желание PDVSA продать актив было неочевидно», – объясняет он.

Ruhr Oel

Нефтеперерабатывающий холдинг. Акционеры – BP и PDVSA (по 50%). Финансовые показатели не раскрываются.

К Ruhr Oel российские компании присматриваются уже давно: переговоры с PDVSA в разное время вели «Альфа-групп» (в интересах ТНК-BP) и «Лукойл». Ближе всех к сделке была «Альфа»: в 2003 г. она даже заключила рамочное соглашение с PDVSA о выкупе ее доли в компании или части активов Ruhr Oel. Но дальше дело не пошло: сделке воспротивился партнер «Альфы» по ТНК-BP – BP. Ей принадлежат оставшиеся 50% Ruhr Oel, поэтому британская компания сочла, что сделка станет прямым конфликтом интересов. А «Роснефть» в 2007 г. присматривалась к НПЗ Miro, в котором Ruhr Oel принадлежит 24%. Госкомпания вела переговоры с другим акционером НПЗ – Shell об обмене ее доли в Miro (32,25%) на право участия в разработке месторождений в России, в том числе на шельфе Черного моря.

Кроме 24% в Miro у Ruhr Oel есть доли еще в трех компаниях, владеющих НПЗ в Германии. Общая мощность заводов – 1 млн баррелей в день (около 50 млн т в год); из них на долю PDVSA приходится 250 000 баррелей в сутки (около 12,5 млн т в год), сказано на сайте венесуэльской госкомпании. Это сравнимо с крупнейшим заводом «Роснефти» – Ангарским НПЗ (мощность – 14 млн т), отмечает аналитик Банка Москвы Денис Борисов.

Если сделка состоится, то станет началом экспансии «Роснефти» в Западную Европу (пока перерабатывающими мощностями в этом регионе может похвастаться только «Лукойл») и позволит увеличить соотношение переработки и добычи с нынешних 44% до примерно 55%, подсчитал он. Стоимость возможной сделки он оценивает примерно в $2,5 млрд.