Вектор


Объединить биржи

Вчера на финансовом форуме ММВБ главной обсуждаемой темой было возможное объединение с РТС. Взбудоражил всех Сергей Швецов, директор департамента операций на финансовом рынке ЦБ (контролирует 29,8% ЗАО «ММВБ»). Начал он с малого, заявив, что после консолидации группы ММВБ (объединения ММВБ и дочерней фондовой биржи) она предложит РТС создать единый клиринговый центр. Затем ММВБ сделает РТС предложение, от которого та не сможет отказаться, заявил Швецов (цитаты по «Интерфаксу»). Речь идет о том, чтобы ММВБ принадлежало 100% РТС.

Объединение двух бирж – давняя идея, которую поддерживает ФСФР. Москва не настолько большой финансовый центр, чтобы иметь две площадки. Акционеры РТС в обиде не останутся – ММВБ проведет в их пользу допэмиссию акций группы, пообещал Швецов. Возможно, акционеры РТС – брокеры будут этому только рады. Ведь заработок на фондовом рынке превыше всего, а после слов Швецова акции РТС просто обязаны подорожать и, по словам брокеров, в случае чего им будет на что создать «РТС штрих».

Наш ответ Amazon

Интернет-магазин Ozon решил последовать примеру американского Amazon, выпустившего в 2009 г. популярное устройство для чтения электронных книг Kindle. Свой «ридер» планирует выпустить и Ozon. С одним из производителей договоренность уже есть, с другим идут переговоры, рассказал представитель российского онлайн-магазина. Предполагается, что Ozon выпустит три модели, как минимум одну из них – не позднее III квартала 2010 г. Стоимость устройства ориентировочно составит около 10 000 руб. Идея «русского Kindle» выглядит заманчивой, особенно учитывая, что устройство Amazon в России купить невозможно (можно только заказать его из США). С другой стороны, проблема «ридеров» в том, что мало кто из россиян готов покупать для них цифровые книги: в интернете масса бесплатных ресурсов. А для Ozon коммерческий смысл участия в проекте сводится прежде всего к продаже цифровых книг. Может, на «ридеры» от Ozon будет технически невозможно скачать никакие тексты, кроме приобретенных в этом интернет-магазине?

Сколько обещанного ждут

Российский рекламный рынок вырастет в 2010 г. на 8% до 221 млрд руб., предполагает рекламное агентство ZenithOptimediа. Ожидаемая динамика роста мирового рынка значительно скромнее – на 2,2% до 474 млрд руб. При этом в Европе и США рекламодатели уже заметно оживились – настолько, что ZenithOptimediа ждет, к примеру, в США и Испании увеличения объема рынка телерекламы за первое полугодие на 20%. В России тоже «есть предпосылки» для роста, основная волна которого придется на вторую половину года, пишут аналитики агентства.

Участники российского рынка были бы рады такому повороту дел, но пока не могут подтвердить оптимизм экспертов своими финансовыми результатами. «Видео интернешнл» и «Газпром-медиа», главные продавцы рекламы на телевидении, не изменили свой прогноз, сделанный еще в начале года. Они ждут, что объем рынка в нынешнем году останется на том же уровне, что и в прошлом. А прессе до нуля еще надо дорасти: число рекламы в газетах и журналах в I квартале 2010 г., по подсчетам аналитического центра «Видео интернешнл», было на 5% меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Руководители издательских домов в приватных беседах тоже признают, что о восстановлении рынка пока говорить рано.

Грузовики – в утиль

Утилизовать нужно не только старые легковушки, но и грузовики, заявил вчера президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Евгений Москвичев. В России, по его данным, около 1 млн грузовиков, из них более половины – старше 15 лет. Если выплачивать владельцам последних по 100 000–150 000 руб. компенсации (владельцы утилизируемых легковушек получают по 50 000 руб.), то можно будет обновлять по 10% парка в год, считает Москвичев. Вице-премьер Сергей Иванов инициативу уже поддержал, сообщает «Интерфакс».

«Камаз» изначально лоббировал включение грузовиков в программу утилизации, но в прошлом году от этого отказались. Нужно было скорее запустить программу, чтобы помочь «АвтоВАЗу», а усложнять ее было рискованно. «Камаз» спасали через госзаказ: его доля в продажах компании в 2009 г. составила около 40%, говорил премьер-министр Владимир Путин. Идея распространить утилизацию на грузовики жива, но это получится сделать лишь в 2011 г., считают источники «Ведомостей». Если исходить из названных Москвичевым параметров, на это потребуется дополнительно 10–15 млрд руб. в год. Непонятно только, как убедить Минфин пойти на эти траты: ведь «Камаз» спасать уже не надо, он по итогам прошлого года вышел на положительный денежный поток.

Дешево, но дорого

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оштрафовала «Сильвинит» и его дистрибутора «Минерал трейдинг» на 142,9 млн руб. и 18,1 млн руб. за согласованные действия, направленные на увеличение цены калия, сообщила служба. На 103 млн руб. может быть оштрафован «Уралкалий», добавил сотрудник службы. Началось все с того, что компании хотели поднять цены на хлористый калий со второй половины 2009 г. на 20% до 4750 руб./т. К этому моменту рынок сложных удобрений (они производятся из калия) ожил, цены начали расти. Калийщики разослали потребителям оферты с новой ценой – это и стало нарушением, уточняет собеседник «Ведомостей». «Еврохим» и «Фосагро» согласились на условия поставщика, ведь это была одна из самых низких цен на калий в мире. А вот «Акрон», «Уралхим» и россошанские «Минудобрения» пожаловались в Минмпромторг и ФАС. Чиновники жалобщиков поддержали: в итоге экономически оправданной в 2009 г. была признана цена 3755 руб./т, а калийщики – оштрафованы.

Монополия против монопсонии

Европейская конфедерация сталелитейных компаний Eurofer на прошлой неделе пожаловалась в Еврокомиссию на злоупотребление Vale, Rio Tinto и BHP Billiton доминирующим положением, а Vale тут же направила в Еврокомиссию аналогичную жалобу. Компания заподозрила, что участники Eurofer, объединяющей 60 сталелитейных компаний, контролирующих почти 100% выпуска стали в ЕС, сами готовы вступить в сговор, чтобы добиться от поставщика более выгодных цен на железную руду.

Проблема возникла после того, как тонна руды подорожала почти вдвое до $110 по сравнению с прошлым годом, а Vale, Rio Tinto и BHP Billiton предложили покупателям перейти с годовых контрактов на квартальные с привязкой цены к спотовым котировкам. Жалоба Vale – это попытка поставщика сырья отвлечь регулятора от нарушений законодательства, заявил Financial Times глава Eurofer Гордон Моффат. Правда, обращение самой Eurofer мало что решает. Цена поставок и условия работы на рынке определяются сегодня не в Европе, а в Азии: почти половину стали в мире производит Китай. Перейти на новые правила с китайцами у поставщиков сырья пока не получилось. Но если Vale и остальным удастся убедить Китай, европейцам останется лишь присоединиться к нему.