Вредные советы

Citigroup по совету внешних консультантов купил инструменты, которые впоследствии принесли ему $50 млрд убытка, признал бывший соруководитель инвестбанковского подразделения Томас Махерас

Комиссия конгресса США по расследованию причин финансового кризиса начала слушания по делу Citigroup, который получил в кризис $45 млрд госпомощи и теперь на 27% принадлежит правительству. Выяснилось, что в 2005 г. руководство Citi решило активизировать бизнес фиксированной доходности, в том числе инвестиции в инструменты с обеспечением (CDO). «Отчасти на основе исследования внешних консультантов, нанятых нашим самым высоким менеджментом, компания решила расширить направления бизнеса фиксированной доходности, которые, как мы тогда полагали, имели потенциал долгосрочного роста», – заявил на слушаниях Махерас. По данным FT, консультантом Citi была компания Oliver Wyman.

В то время пост гендиректора Citi занимал Чарльз Принс – юрист, до этого бывший главным консультантом банка. Опыт работы с рынками капитала у Принса был небольшим, поэтому он обратился за помощью в независимую консалтинговую компанию. Как показали последующие события, куда менее болезненно пережили кризис банки, работавшие без внешних консультантов, например Goldman Sachs и JPMorgan Chase. Они стали избавляться от CDO еще в 2006 г., когда начал падать рынок жилья.

Citi сохранял в портфеле значительную часть таких инструментов до конца 2007 г. «Даже летом и осенью 2007 г. я по-прежнему считал, что вложения банка в CDO с наименьшим риском были надежными», – говорит Махерас. Эти инвестиции принесли банку более $50 млрд убытка, и осенью 2008 г. правительству пришлось спасать его от банкротства. Дэвид Бушнелл, бывший в 2003–2007 гг. директором Citi по рискам, сообщил комиссии, что «почти ежедневно» обсуждал с Принсом риски банка и раз в неделю они говорили об этих вопросах с глазу на глаз (цитата по Bloomberg).

Citi завершил 2006 г. с $90 млрд дохода и почти $2 трлн активов. В 2007 г. только в IV квартале, по словам Бушнелла, банк списал $14,3 млрд активов и зафиксировал $9,8 млрд убытка. В 2008 г. чистый убыток Citi составил $28 млрд. Общий объем кризисных потерь Citi превысил $100 млрд.

Один из членов комиссии конгресса Байрон Джорджиу сравнил CDO-бизнес Citi со средневековой алхимией, суть которой в том, что ипотечные кредиты, выдававшиеся заемщикам с низкими кредитными рейтингами, упаковывались в транши облигаций с рейтингом ААА.

Махерасу, проработавшему в Citi более 20 лет, банк заплатил десятки миллионов долларов. «Вы и теперь полагаете, что действительно заработали эти деньги?» – спросил Махераса зампредседателя комиссии Билл Томас. «Мне платили в соответствии с рынком того времени», – ответил тот. На вопрос, не приходило ли ему в голову добровольно отказаться от части вознаграждения, Махерас ответил, что «не спал ночами». «Убытки были зафиксированы уже после моего ухода из Citi, – отметил он, – я чувствовал себя ужасно из-за того, что не могу принять участие в решении проблемы». «Но принимали участие в создании», – добавил Томас. «Да, принимал», – согласился Махерас (цитаты по Reuters).