Из Арканзаса на Луару

Театр «Шатле» поставил редкую оперу, создателем которой является автор знаменитых регтаймов
CHATELET-THEATRE.COM

Вряд ли кто из завсегдатаев борделей и баров начала ХХ века мог подозревать, что чернокожий музыкант у рояля станет автором первой американской оперы. Скотту Джоплину (1867–1917) выпала такая судьба. Впрочем, судьба проявилась десятилетия спустя после смерти композитора. Зато как решительно: хотя попытки Джоплина поставить «Тримонишу» (1911) оказались безуспешны, позднее из-за него переписали историю американской оперы, отменив первенство «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина.

Первой оперой Джоплина был «Почетный гость» (1903), партитура которого утеряна, и считается она «рэгтайм-оперой», тогда как «Тримониша» – опера уже европейского типа, в трех актах, с увертюрой и полноценными ариями, дуэтами и ансамблями (присутствует и госпел). Авторская оркестровка не сохранилась, но в 1975 г., к полноценной премьере в Хьюстоне, оркестровку сделал Гюнтер Шуллер (запись Deutsche Grammophon считается хрестоматийной).

Первый акт проверяет зрителя «Шатле» на прочность: поверит ли он, что и дальше будет однообразие в скучных декорациях и простодушной режиссуре? Но после антракта жизнь на плантациях Арканзаса сменяется сказочными сценами в лесу, сопрано Адино Арон (Тримониша) и бас-баритон Уильям Уайт (ее приемный отец Нед) выдают фантастические арии, обаяние былой звезды Грейс Бамбри (она была первой чернокожей певицей, спевшей Вагнера в Байройте еще в 1961 г.) зашкаливает; начинается феерия красок (художник Ролан Рур), хотя действие так и не проясняется окончательно. Композитор сам писал либретто, что сказалось на качестве. Темы все вроде бы правильные – проблемы сегрегации, феминизм и отказ от насилия, но поданы наивно.

У спектакля «Шатле» не очень понятный набор авторов. За пультом точно молодой американец, выходец из Метрополитен-опера Казем Абдулла, а вот постановщиками выглядят двое: француз Рур оказывается автором сценографической концепции и драматургии, а испанка Бланка Ли – режиссером и хореографом. Еще Ли снимает фильмы, ставит балеты и создает мультимедийные инсталляции, так что Джоплин – самая правильная точка приложения ее универсальных сил. В финале все равно победит настроение. Исполнение на бис танцевального номера окончательно размывает в «Тримонише» границы между оперой и мюзиклом.