МТС любит большие компании

Операторы большой тройки распределили сферы влияния в корпоративном секторе сотовой связи в Поволжье. У МТС – от 50% до 80% в Татарстане и Башкортостане, у «Мегафона» – от 50% до 70% в Самарской области, показывают исследования участников рынка
С.Портер

По оценке менеджмента «Вымпелкома», схожее с МТС положение в сегменте B2B занимает «Мегафон» в Самарской области, а в Нижегородской области у федеральных операторов примерно равные доли, рассказала специалист департамента по связям с общественностью «Вымпелкома» Инна Москалева. В этих регионах у МТС примерно по 20% рынка бизнес-связи, говорит специалист по связям с общественностью макрорегиона МТС «Поволжье» Екатерина Карпова. У «Мегафона» в Самарской области 70% рынка В2В, утверждают представители двух сотовых операторов. Представители «Мегафона» это отрицают. «Корректное ведение статистики требует взаимного обмена данными между операторами, который пока не осуществляется», – отмечает коммерческий директор поволжского филиала «Мегафона» Андрей Левыкин. А по данным, предоставленным «Ведомостям» одним из сотовых операторов, в Самарской области доля «Мегафона» приближается к 50% (15–20% – «Билайн», около 15% делят местные операторы – СМАРТС и принадлежащая «Волгателекому» НСС), столько же у МТС в Татарстане, а по всему Приволжскому федеральному округу лидируют МТС и «Мегафон»: примерно по 30–35% рынка.

Остается переманивать. Максим Савватин

аналитик iKS-Consulting. «Корпоративные клиенты стабильно приносят операторам в среднем более 10% доходов, новых абонентов-компаний почти не появляется, остается только передел существующих».

МТС впервые за семь лет присутствия в Республике Татарстан (РТ) назвала свою долю на рынке сотовой связи в сегменте B2B: 80% (11 000 компаний), по собственной оценке. Сколько это активированных sim-карт, оператор не раскрывает. По оценке специалистов минсвязи РТ, их количество может достигать 1,1 млн: корпоративные клиенты МТС – это преимущественно промпредприятия с численностью персонала от 5000 до 20 000 человек. В минувшую пятницу соглашение с МТС на обслуживание 20 000 sim-карт подписала «Татнефть». Общее количество сотовых абонентов МТС в республике – около 5,4 млн человек, сообщил замруководителя управления Роскомнадзора по РТ Борис Разинов.

Начальник отдела экономики минсвязи РТ Анатолий Куруллин говорит, что министерство еще только собирается измерить долю рынка всех сотовых операторов в республике. Пресс-секретарь управления Федеральной антимонопольной службы по РТ Резеда Мазитова не смогла прокомментировать оценку МТС: «Доли рынка только что начали считать».

МТС первой из большой тройки вышла на татарстанский рынок, выкупив в 2003 г. у «ТАИФ-телекома» за $120 млн сотовую компанию «Сантел». «МТС в наследство [от «Сантела»] получила хорошую базу корпоративных клиентов в 540 000 человек», – говорит топ-менеджер казанского филиала «Вымпелкома». Глава минсвязи РТ Фарит Фазылзянов согласен, что покупка «Сантела» обеспечила МТС «высокие стартовые позиции» в регионе, но отмечает и последовавшие значительные инвестиции компании. За последние пять лет МТС вложила в развитие инфраструктуры на территории Татарстана более $200 млн, в планах на 2010 г. – около 600 млн руб.

По оценке МТС, те же, что и в Татарстане, 80% в сегменте В2В у компании в соседней Башкирии.

«Вымпелком» предполагает, что договор МТС и «Татнефти» существенно не повлияет на расстановку сил на рынке сотовой связи В2В Приволжского округа, ответила «Ведомостям» пресс-служба приволжского филиала «Вымпелкома». Представители «Мегафона» не стали комментировать планы конкурентов.

Тарифы на корпоративную связь в Татарстане у МТС и других операторов в одном ценовом диапазоне, говорит республиканский чиновник. «Но если большинство компаний республики выбрали МТС, значит, им выгоднее [с нею] работать», – замечает Куруллин.

«Мы проводили анализ зон покрытия, где располагаются производственные предприятия «Татнефти». После этого МТС по нашей просьбе довела уровень проникновения сотовой связи с 60% до 90%», – объяснил начальник управления информатизации технологий «Татнефти» Рустам Ахметов.

Корпоративные клиенты приносят операторам в среднем более 10% доходов, новых компаний почти не появляется, остается только передел существующих, поэтому все операторы часто обновляют корпоративные тарифы и дают индивидуальные скидки особо значимым абонентам, говорит аналитик iKS-Consulting Максим Савватин.