Ориентиры: Коммунальный офис

Тренд, появившийся в кризисный год, – совместная аренда офисов – оказался живучим. Идея бизнес-коммуналки захватывает все новые умы и площади.

Но долго этот формат не протянет, уверены некоторые эксперты. Освободившиеся кабинеты классов А и B составляют ему жестокую конкуренцию.

Коммунисты пошли

С начала запуска проекта «Коммунист Коворкинг» прошел год. За этот период заполняемость выросла с 1% до 95% всего ресурса площадей (это когда одновременно в офисе работает 45 человек). «К февралю мы достигли полной заполняемости», – рассказывает Игорь Бевзенко, руководитель проекта «Коммунист Коворкинг».

На основе площадки на Даниловской мануфактуре компания решила тиражировать опыт. По словам Бевзенко, сейчас идут переговоры о развитии франчайзинговой сети «Коммунист Лофт». «Из занятного эксперимента он превращается в первую сеть московских коворкингов», – уверяет Бевзенко. За год Москва заразилась идеей коворкинга. Группы студентов открывают коворкинг-площадки в классах информатики, а корпорация Mirax Group сдает рабочие столы в башне «Федерация».

«В нашей компании пытались использовать систему desk sharing (совместное использование рабочих мест) для брокерских отделов, – рассказывает Виктория Манзюкова, партнер Cushman & Wakefield. – Она позволяла сократить расходы компании на рабочие места для сотрудников, которые почти все время находятся вне офиса на встречах и переговорах».

«Мы также участвовали в проекте для компании Microsoft, которая в 2008 г. решила оптимизировать офисное пространство», – продолжает она. В результате эффективность использования арендуемых площадей увеличилась почти в 2 раза (количество рабочих мест возросло с 501 до 949) за счет изменения планировочного решения, расстановки рабочих мест и введения системы desk sharing. Кроме того, личные кабинеты могут временно использоваться в качестве переговорных).

Держать баланс

Существуют разные экономичные варианты гибкого использования пространства: мини-офисы, коворкинг-центры, домашний офис, совместное использование рабочих мест.

В развитых странах следуют концепции work life balance – баланса между работой и личной жизнью. Сотрудник в этом случае частично работает дома. Коворкинг-центры активно используются начинающими предпринимателями и фрилансерами. Многие иностранные компании, такие как Hewlett-Packard, давно ввели свободный рабочий график даже для сотрудников, занятых в проектной работе, приводит пример Елена Афанасьева из компании Century 21 Prime Time Realty.

Стоимость места варьируется от 6000 до 20000 руб. в месяц и зависит от класса арендуемого помещения и спектра предоставляемых услуг, рассказывает Ирина Стрижова, директор по маркетингу и продажам башни «Меркурий Сити». Площадь подобных центров обычно составляет от 10 до 250 кв. м. Также возможна аренда на несколько дней или часов. Рабочий стол в коворкинг-центрах можно снять и от 1000 руб. в месяц, говорит Манзюкова.

Первые предложения коворкинг-центров в России возникли с приходом на рынок компании Regus. Сейчас на московском рынке официально заявленных центров мало: БЦ MatrixOffice, коворкинг-центры «Первый коворкинг Москвы», «Московоркинг», Regionpolicy.ru, офисный клуб Communist Loft, «Преображенка», бизнес-сообщество CoworkingBees.

«В кризис коворкинг-центры стали популярны, а несколько лет назад никто даже не понимал, зачем нужны подобные помещения», – вспоминает Афанасьева.

PR или выгода?

«Коворкинг – это 20–40 рабочих мест, большего формата в Москве я не встречал. На одного арендатора приходится 5–6 кв. м, добавим сюда общие зоны (переговорные, ресепшн и т.д.) и получим 300–400 кв. м, – рассуждает Алексей Чертков, руководитель коммерческого отдела «Московского бизнес-инкубатора». – Цена за одно рабочее место уже опустилась ниже 10000 руб. в месяц. В пересчете на 1 кв. м в год мы получаем не более $500, что сопоставимо со ставками аренды офисных блоков в классе В. Зачем собственнику бизнес-центра площадью, допустим, 50000 кв. м иметь большие хлопоты с подобными услугами? Мой ответ – исключительно ради PR».

Если же говорить о масштабировании такого бизнеса, то это уже получается формат Regus: офисы с отделкой, меблировкой, оргтехникой, сопутствующими услугами. «С развитием конкуренции на московском рынке офисной недвижимости такому формату будут соответствовать практически все новые офисы А- и В-класса, – уверен Чертков. – Отделка офисов арендодателем уже в 2009 г. стала нормой».

«В период экономического спада на рынок вышло много бюджетных предложений аренды высококачественных площадей, компании значительно сократили свои трудовые ресурсы», – добавляет Манзюкова.