Защита от клиента

Банки, в разгар кризиса привлекавшие вклады под высокий процент с возможностью пополнения, лишают их привлекательности за счет специальных комиссий

Начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков счел преждевременным комментировать ситуацию, пообещав разобраться в ней. В таком случае Роспотребнадзору придется разбираться и с екатеринбургским СКБ-банком, установившим комиссию в 7%. Без комиссии в 5% на прошлой неделе оказалось невозможно пополнить и вклады в «Юниаструм банке». Дело в том, что дополнительный взнос во вклад банк принимал только через текущий счет клиента, а за перевод со счета на счет и была введена комиссия в 5%. Комиссия вводилась в рамках борьбы с легализацией преступных доходов, но пострадали вкладчики, признавали менеджеры банка. Ситуация исправлена, для пополнения вкладов комиссия взиматься не будет, а вкладчикам, с кого она была удержана, средства будут возвращены, пообещал президент «Юниаструм банка» Гагик Закарян.

Клиентам Алтайэнергобанка, желающим пополнить вклад, придется дополнительно раскошелиться на комиссию, которая составляет 10% от суммы пополнения.

В прошлом году у этого банка было одно из самых щедрых предложений по вкладам – с 25 мая до 27 июня под 21% годовых можно было разместить от 1000 руб. на срок от четырех лет на пополняемый вклад с выплатой процентов в конце срока. На депозит с ежемесячной выплатой и капитализацией процентов под 21% годовых банк принимал от 500 000 руб. на срок свыше трех лет.

Закон о банках прямо запрещает устанавливать новые комиссии по договорам срочного вклада, признает предправления Алтайэнергобанка Андрей Спиваков. «Никаких договорных обязательств с клиентами мы не изменяем, мы изменили тарифы на расчетно-кассовое обслуживание: банк обязан регулировать свою экономическую эффективность, и эта мера будет действовать до тех пор, пока она экономически целесообразна», – объясняет Спиваков.

Действия банков «ненормальны», но вряд ли за это последуют какие-то санкции со стороны регуляторов, считает президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. «Это ошибка банка, допустили фразу про пополнение в договоре вклада, просчитались – но не стоит этим злоупотреблять, – говорит Тосунян. – Комиссия в 5–10% за расчетно-кассовое обслуживание – абсурд, но и заставлять банк платить нерыночную ставку по фактически новым обязательствам тоже нельзя».