Жюри премии "Инновация" предпочло заразительный и глупый молодой задор

Почтенное жюри премии «Инновация» предпочло зрелому и глубокому искусству заразительный и глупый молодой задор
С.Николаев

Существуют две серьезные ежегодные премии в области современного искусства – минкультовская «Инновация» и частная премия Кандинского. Но и их, оказывается, может быть мало.

Обе премии обошли такие достойнейшие – умные, изобретательные, неожиданные и в традиции русского искусства – произведения, как «Победа над будущим» Павла Пепперштейна и «Большой адронный коллайдер» Николая Полисского.

По итогам прошлого года хорошо бы учредить премий хотя бы пять, чтобы награда нашла еще и беспрецедентную работу Игоря Макаревича и Елены Елагиной In Situ, внедрившуюся в святое – венский Историко-художественный музей, к самой брейгелевской «Вавилонской башне».

Международное жюри «Инновации» выбрало лучшим произведением года «Балаклавский кураж» Сергея Браткова, не объясняя почему. Но жюри понять можно – братковская инсталляция очень обаятельна и с настроением.

Она состоит из видеозаписи отчаянных прыжков в воду безбашенных пацанов и демонстрации того, обо что они там рискуют сломать шею, – бетонных надолбов. Автор взахлеб любуется своими героями, не обремененными ни умом, ни страхом – только силой.

Почтенных членов жюри – мирных искусствоведов и музейных чиновников – балаклавская шпана очаровала настолько, что они предпочли гимн ее безрассудству более сложным и мощным сочинениям других номинантов.

Не устояло жюри и перед рисковостью молодых художников Семена Мотолянца и Дмитрия Петухова – поощрило их за устройство глупого и опасного перформанса с фигурным катанием на мыле.

Ну а уравновесило жюри свой подозрительно легкомысленный выбор награждением заслуженных, мудрейших и самым серьезнейшим образом относящихся к современному искусству Екатерины Деготь (за лучший кураторский проект) и Андрея Монастырского (за книгу «Эстетические исследования»).

Но это не помешало ощущению, что жюри решило представить наше современное искусство не умудренным, серьезным и усталым, а глупым, молодым и дерзким.