Долги вместо инвестиций

Регионы привыкли жить в кризис: они делают заначки, сокращают расходы на инвестиции и увеличивают – на обслуживание долгов. Федеральная власть готова помогать регионам в случае форс-мажора

Правительство утвердило порядок распределения и предоставления дотаций бюджетам регионов в этом году. Их получат регионы, которые не могут сами профинансировать свои расходы или на основании отдельных поручений президента и премьера. «Доходная база регионов не в лучшем состоянии, и мы допускаем, что правительству придется экстренно помогать им. Форс-мажор возможен», – объясняет чиновник аппарата правительства.

Суммарные расходы региональных бюджетов сократятся в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 10,6%, пишет в докладе «Приоритеты региональных бюджетов-2010» ФБК. «Это сильное падение расходов, которое очень ощутимо может сказаться на социально-экономическом положении регионов», – предупреждает ФБК. Компания проанализировала планы по расходам 75 регионов (90% всех региональных расходов) на основе их законов о бюджете, сравнив их с итогами 2009 г.

Из-за кризиса территории меняют бюджетные приоритеты, констатирует ФБК. Больше других в 2010 г. растет раздел «Общегосударственные вопросы»: на 40% до 307,2 млрд руб. В 60 регионах эти траты вырастут, в 15 – снизятся. Чемпион по росту – Ростовская область (почти 179%) и Москва (134%), по падению – Ингушетия (52%). Рост раздела прежде всего связан с увеличением затрат на обслуживание госдолга, направлением средств в резервные фонды и на «другие общегосударственные вопросы». Такое увеличение расходов – защитная реакция от «неопределенностей кризиса», пишет ФБК: «Регионы при принятии бюджетов на 2010 г. отнюдь не исходили из того, что кризис закончился в 2009 г.».

Раздел «Национальная экономика» обвально сокращается – больше чем на 33%. Урезали инвестрасходы 69 регионов. Например, в Волгоградской области расходы на развитие экономики уменьшились почти на 94%, а в Ульяновской – на 87%. Лишь у шести зафиксирован рост: например, у Ненецкого АО – на 28%, ЯНАО – на 13%, Камчатского края – на 11,6%.

Немного вырастут расходы на образование – на 8,1% до 464 млрд руб. Суммарный объем соцрасходов всех территорий – 691,8 млрд руб. – лишь на 2% меньше, чем в 2009 г.

Изменение приоритетов региональных бюджетов «свидетельствует о значительных рисках перехода кризиса в хроническую фазу», говорится в исследовании: резкий рост долговой нагрузки и одновременное сокращение расходов, которые могли бы иметь «наибольший антикризисный эффект». «Не забывайте, что мы вынуждены закладывать в свои бюджеты высокие соцрасходы. Этого от нас требует федеральный центр, – рассказывает министр финансов одной из областей Центрального округа. – С инвестрасходами не разгонишься».

Объем дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета регионам в 2009 г. по сравнению с 2008 г. вырос почти на 400 млрд руб. до 1,47 трлн, знает чиновник Минфина, а в 2010 г. объем поддержки сократится на 300 млрд руб. за счет отказа от некоторых субсидий.

Например, вместо субсидий на строительство дорог будут выдавать бюджетные кредиты. «Регионам придется испытать напряжение», – говорил ранее замминистра финансов Антон Силуанов. Потрясений в 2010 г. он не ждет.

Из-за кризиса многие регионы столкнулись со снижением доходов, говорит представитель Минрегиона, поэтому по инициативе ведомства им разрешено снизить максимальный уровень расходных обязательств. В 2008 г. территория, получая субсидию из федерального бюджета, должна была почти столько же (95%) добавлять из своего. С 2009 г. они должны софинансировать от 5% до 60%. В 2010 г. этот кризисный порядок софинансирования решили продлить, объясняет представитель министерства.

Регионы вряд ли испытают глобальные социально-экономические потрясения в этом году, полагает заместитель завкафедрой региональной экономики и экономгеографии Высшей школы экономики Алексей Скопин. Форс-мажор может сложиться лишь там, где закрываются крупные, системообразующие предприятия, считает он: «Тогда федеральная власть должна будет быстро реагировать и предоставлять поддержку».