Валерий Фокин поставил "Гамлета" как конспирологический триллер

В Александринском театре сыграли самую знаменитую трагедию Шекспира. Режиссер Валерий Фокин поставил «Гамлета» как конспирологический триллер
В.Сенцов

В истории интерпретаций «величайшей пьесы всех времен и народов» было абсолютно все. Что еще сказать про «Гамлета»?

Понятно, что, если бы у Валерия Фокина не было решения, из одного лишь тщеславия иметь в послужном списке «Гамлета» он бы за постановку не взялся.

Решение есть. Абсолютно оригинальное, притом ошарашивающе простое.

Верхние этажи политического истеблишмента. Гамлет, как сплошь и рядом случается с золотой молодежью, пьет (не без причины – отец помер). И безобразничает. И вообще он иной, другой и потому опасен. Затевается адская интрига: Розенкранц и Гильденстерн разыгрывают явление призрака. Чтобы Гамлет, встав на путь мести, сломал себе на нем шею и таким образом наиболее удобно избавил от своего присутствия.

Судя по всему, автор и двигатель интриги – Гертруда (Марина Игнатова). Суетливый и неуверенно чувствующий себя на месте первого лица государства Клавдий (Андрей Шимко) у нее явно под каблуком.

До поры до времени все идет по плану, но потом механизм интриги ломается, Гамлет убивает Клавдия, Гертруда сознательно выпивает яд, а мальчик Фортинбрас, подоспев в сопровождении сотрудников службы безопасности, велит убрать трупы. И омоновки с овчарками, предварявшие инаугурационную речь Клавдия в начале, являются осматривать помещение теперь уже для новой элиты. Стартует очередной политический цикл.

Александр Боровский выстроил на сцене буквально изнанку власти: все происходит под трибунами стадиона. По случаю коронации учиняется маскарад – все переодеваются из официальных строгих пиджаков с галстуками в пышные наряды шекспировского времени (художник по костюмам – Оксана Ярмольник). Это не только красиво, но и содержательно: сплошное вранье, никто не тот, кого изображает.

Мизансценическая партитура разработана виртуозно: ступени позволяют освоить пространство во всю высоту и глубину огромной императорской сцены. Актеры легки, быстры, слаженны. «Драматургическая адаптация» Вадима Леванова, составленная из четырех переводов и пересказа некоторых диалогов современными словами, оставила от пьесы меньше двух часов. Действие, подстегиваемое энергичной музыкой Александра Бакши (духовая медь, барабан), несется вперед именно с той стремительностью, с какой, как мы в очередной раз убедились буквально в последнее время, и совершаются крупнейшие политические события.

Исполнитель главной роли Дмитрий Лысенков обладает феноменальной сценической энергетикой, позволяющей не просто держать крупные планы – приковывать к ним. Темперамент сплавлен с интеллектом: нечастый случай, когда в этой роли исполнитель совершенно понимает все, что произносит. Лысенков изумительно пластичен, он на бешеной скорости мешает злой гротеск и печальный серьез. Самое удивительное: видно, что даже Гамлет (!) не исчерпал возможностей актера.