Продавцы люксовых товаров ожидают хороших продаж

Мировые продавцы и производители товаров класса люкс в восторге: после кризисного 2009 года рынок стал восстанавливаться. Особые надежды питают российские продавцы роскоши
Д.Гришкин

Прошлый 2009 год стал для продавцов роскошных товаров худшим в истории: их продажи в целом по миру снизились на 8% по сравнению с 2008 г. – до 153 млрд евро, свидетельствуют результаты исследования консалтинговой фирмы Bain & Company. Первые три квартала 2009 г. ситуация была настолько плохой, что аналитики этой компании прогнозировали 10%-ное снижение рынка luxury и в 2010 г. Но в IV квартале 2009 г. спрос на дорогие товары оживился, праздничный сезон прошел для продавцов лучше, чем ждали в Bain & Company. А в I квартале 2010 г. публичные компании сегмента – LVMH, Dior Couture, Tiffany показали хорошие результаты: например, розничные продажи в сравнимых магазинах (like for like) за I квартал выросли на 15–20%. Поэтому Bain & Co изменила прогноз на оптимистичный: теперь ее аналитики полагают, что рынок за 2010 г. вырастет на 4% до 158 млрд евро (в текущих валютных курсах). «Покупатели начали возвращаться в магазины, и, что самое хорошее, они снова делают покупки», – отмечает партнер Bain в Милане и основной автор исследования Клаудиа д’Арпицио.

Про Россию в исследовании ни слова. Дополнительной информацией в компании не располагают, сообщили «Ведомостям» в штаб-квартире Bain & Co. Оценок объема рынка товаров класса люкс в России «Ведомостям» обнаружить не удалось.

В 2009 г. падение в России составило от 20% до 40% в зависимости от сегмента, говорит коммерческий директор Crocus Group Эмин Агаларов. «Прошлый год был настоящим крахом», – признается вице-президент Mercury Алла Вербер.

Теперь же рынок оживает, в один голос говорят его участники. «В IV квартале 2009 г. был существенный всплеск продаж», – говорит Агаларов. Он указывает несколько причин: во-первых, неактивные продажи в 2009 г. заставили продавцов люкса устроить большие распродажи, а во-вторых, производители, которые живут сезонно, к концу года адаптировались к кризису и либо предоставили дополнительные скидки, либо ввели в ассортимент бутиков более доступные товары, чтобы поддержать продажи. «Люди стали осторожней относиться к покупкам, предпочитают инвестировать не в несколько дешевых, а в одну, но люксовую вещь», – говорит Вербер. По ее наблюдениям, рост потребления стал заметен в I квартале 2010 г. «Рынок уже вернулся на докризисный уровень», – говорит представитель крупного французского люксового дома.

Заметила рост спроса с ноября 2009 г. и президент сети магазинов швейцарских часов и ювелирных украшений «Консул» Людмила Малофеева.

В этом году рост продаж люкса превысит мировые 4%, уверен Агаларов. Вербер ждет роста в 10%. «В России, видимо, быстрее, чем во всем мире, забыли о кризисе», – говорит она. Больше всего, по ее наблюдениям, растут продажи в традиционных сегментах – косметика, парфюмерия, обувь, галантерея. «Мы ждем роста и в сегменте ювелирных украшений и часов, мы продаем вечные ценности, и в кризис люди зачастую вкладывают средства в наши товары», – говорит Малофеева.