Покоряют «Кавказ»

«Юг Руси» хочет увеличить экспорт зерна: компания достраивает в порту Кавказ терминал, который способен переваливать до 1 млн т зерновых в год
А.Мартыненко

Заметная доля. 3,4%

составила доля «Юга Руси» в экспорте зерновых из России в сезоне 2008/09 года (всего экспортировано 16 млн т), по данным Новороссийского комбината хлебопродуктов. «Юг Руси» занял 10-е место среди экспортеров

ЗАО «Лада-Геленджик-транс» (Темрюкский район, Краснодарский край)

стивидорная компания. Акционеры (данные компании) – структуры холдинга «Юг Руси» (100%). финансовые показатели не раскрываются.

Группа «Юг Руси»

сельскохозяйственный, пищевой и промышленный холдинг. основной бенефициар (данные участников рынка) – Сергей Кислов. финансовые показатели не раскрываются.

Проект в порту Кавказ (Азовское море) реализует входящая в «Юг Руси» компания «Лада-Геленджик-транс» (ЛГТ), рассказала «Ведомостям» гендиректор ООО «Управляющая компания «Юг Руси» Нелли Субботина. ЛГТ достраивает в порту элеватор мощностью единовременного хранения 60 000 т, перевалка зерновых будет осуществляться с собственного причала длиной 150 м, способного принимать суда водоизмещением до 7000 т, говорит Субботина. Запуск, по ее словам, намечен к началу зернового сезона (июль-август), проектная мощность терминала – 900 000 т в год, но при необходимости он сможет переваливать и 1 млн т.

«Юг Руси» планирует экспортировать через порт Кавказ собственные зерновые, план на этот год – 500 000 т, говорит Субботина. В прошлом году холдинг экспортировал около 1 млн т.

Крупнейший зерновой терминал на юге России – Новороссийский зерновой терминал (мощность – 4 млн т), за ним следуют терминалы Новороссийского комбината хлебопродуктов (2,5 млн т) и Туапсинского морского торгового порта (2,4 млн т).

По словам капитана морского порта Кавказ Андрея Иовлева, строительство идет нормальными темпами, к зерновому сезону компания может успеть.

Сейчас «Лада-Геленджик-транс» экспортирует через этот же порт шрот (200 000 т в 2009 г.), получаемый при переработке семян подсолнечника на маслоэкстракционных заводах «Юга Руси» (крупнейший российский производитель подсолнечного масла, имеет семь МЭЗ), перевалка шрота после запуска зернового терминала продолжится, говорит Субботина.

ЛГТ принадлежит «Югу Руси» с 2005 г., проект зернового терминала был разработан и прошел все согласования в прошлом году, строительство велось с этого января, добавляет она.

Окончательная стоимость проекта, по ее словам, пока не ясна, так как вложения еще идут. Менеджер «Юга Руси» говорит, что ЛГТ ведет строительство за счет займов холдинга. Владелец ЗАО «Торговый порт» Арменак Кочканян оценивает инвестиции в $20 млн, с этой оценкой согласен представитель крупного экспортера. «Проект целесообразен, он окупится максимум за три года, главное – организовать доставку зерновых в порт», – говорит Кочканян.

«Раз это делает Сергей Кислов [президент «Юга Руси»], значит, какой-то смысл есть, но я не совсем понимаю, зачем это «Югу Руси», когда рядом есть глубоководные порты Новороссийска и Туапсе. И у самого «Юга Руси» есть зерновой терминал в Ростове, который способен переваливать 1 млн т, его что, закроют?» – рассуждает гендиректор Valars Holding Кирилл Подольский.

«Ростовский терминал продолжит работу в прежнем режиме, терминал в порту Кавказ позволит увеличить объемы экспорта «Юга Руси», – говорит Субботина.

«В предыдущем сельхозгоду ощущался дефицит экспортных мощностей, – говорит исполнительный директор агентства «Совэкон» Андрей Сизов. – В этом сельхозгоду экспорт, по нашим прогнозам, – до 20 млн т (23,5 млн т в прошлом). Если заявленные проекты [расширение Новороссийского зернового терминала и Новороссийского комбината хлебопродуктов, строительство терминала в Тамани] будут реализованы, это благотворно скажется на рынке – сейчас ставки на перевалку высоки не только по мировым стандартам, но и по сравнению с Украиной».