В мире ощущается дефицит оборудования для трехмерных кинозалов

Технология 3D завоевывает российские кинотеатры: за первые три месяца года число трехмерных киноэкранов по всей стране выросло на треть до 409. Могло быть и больше, но в мире возник дефицит 3D-проекторов
ИТАР-ТАСС

С января в России возник дефицит 3D-оборудования, рассказали «Ведомостям» руководители нескольких сетей кинотеатров. «3D-проекторы стали как «Жигули» в советское время: встал в очередь – и ждешь полгода, чтобы купить», – шутит руководитель проекта «Кино сити» Эдуард Пичугин. Если заказывать оборудование прямо сейчас, говорит он, его доставят не раньше сентября. «Сентябрь еще очень оптимистичный прогноз», – соглашается гендиректор «Каро фильма» Игорь Ильчук. Его компания хотела бы заказать 30 проекторов, но возможности поставщиков позволяют заказать не более 10, указывает он. «Переплачивать мы не готовы, так что подождем», – печален он. Пакет 3D-оборудования стоит, по данным кинотеатральных сетей, около $100 000.

Для кинотеатров переоборудование уже работающих залов в 3D – хороший способ увеличить отдачу от существующей сети. Из-за кризиса сетям пришлось урезать планы по открытию новых кинотеатров, а билеты в «трехмерный зал» в 1,5–2 раза дороже, чем в обычный. Кроме того, наличие 3D-залов – явное конкурентное преимущество, которое привлекает в кинозал состоятельную аудиторию, объяснял ранее гендиректор «Синема парк» Сергей Китин.

Доля «трехмерных» билетов в выручке главных премьер велика. По данным «Бюллетеня кинопрокатчика», «Аватар» собрал в России $133 млн (данные на 28 марта этого года), из них $78,3 млн фильм заработал в 3D-залах. «Алиса в стране чудес» заработала в 3D $30,3 млн из общих сборов в $39,7 млн, а мультфильм «Как приручить дракона» – $12,4 млн при общей кассе $17 млн.

Число «трехмерных залов» быстро растет. Если в конце 2008 г. в России, по данным «Нева Research», было 90 таких залов, то в ноябре – 232, а перед самой премьерой «Аватара», в декабре, – уже 323. Возникший в январе дефицит помешал дальнейшему стремительному проникновению 3D, говорит ведущий аналитик «Нева Research» Ксения Леонтьева. На 1 апреля в России, по оценке «Нева Research», насчитывалось уже 409 3D-залов. Таким образом, только за 3,5 месяца после премьеры фильма Джеймса Кэмерона было оборудовано 100 новых залов.

Дефицит 3D-оборудования – проблема не только российских кинопрокатчиков. Один из крупнейших производителей NEC Display Solutions в марте заявил, что не успевает удовлетворять сильно выросший спрос на проекторы. «Сейчас вопрос не в том, сколько ты можешь продать, вопрос в том, сколько ты можешь сделать», – говорил Reuters месяц назад Эрик ван Зеле, исполнительный директор бельгийского поставщика Barco. Компании готовы расширять производство, но это потребует времени, поэтому вопрос нехватки 3D-проектов будет решен не раньше конца лета, считают сами поставщики.