Новинки книжных развалов


Принцип Дерипаски: железное дело ОЛЕГАрха

Владислав Дорофеев,

Татьяна Костылева

М.: Коммерсантъ – Эксмо, 2010. 304 с.

Изучая карьеру Олега Дерипаски, Владислав Дорофеев и Татьяна Костылева обнаружили «фирменный стиль», присущий не только Дерипаске, но и прочим российским, да и не только, бизнесменам», «который ввел мировую и национальную экономику вразнос». Правоту вывода о том, что в основе такого управленческого стиля лежит «покупка новых активов на кредиты, полученные под залог предыдущих активов», доказывает пример промышленного магната Германии Гуго Стиннеса (в прессе его называли «захватчиком» и «бессовестным спекулянтом»), скупившего к началу 20-х гг. почти 1500 предприятий в самых различных областях бизнеса.

Наверняка не личные качества и навыки топ-менеджера продиктовали Дерипаске этот управленческий стиль. Возьмем пример получения героем книги контроля над ярославскими дизелестроительными предприятиями, когда все началось «с простой скупки акций у мелких акционеров (рабочих и пенсионеров), что дало лишь 5%». «Затем последовала встреча Дерипаски с прежним губернатором Ярославской области Анатолием Лисициным», – повествуют авторы, а уж потом администрация области пообещала «оказывать содействие группе при проведении мероприятий по защите своих прав собственности». Вскоре после этого «официально было объявлено, что приход в область группы Дерипаски согласован с федеральными министерствами, руководством правительства РФ и даже правительством Белоруссии».

Как бы то ни было, фирменный стиль, судя по книге, свойствен и топ-менеджерам компаний главного героя. «Увлекшись с подачи конечного владельца погоней за рыночным лидерством и организацией эффективно работающего бизнеса, – пишут авторы, – его борзые управленцы забыли о простых людях, о гражданах своей страны». Зато «о себе топ-менеджеры «Базэла», в том числе «Русских машин», и группы ГАЗ, само собой, тоже не забывали, об их зарплатах и бонусах ходили и до сих пор ходят легенды».

Легендарные примеры управленческих ляпов, допущенных героем книги, – авторы, в частности, приводят пример «недолговечного контракта с канадской компанией Magna, принесшего Дерипаске $600 млн убытков», – наверняка станут кейсами бизнес-школ. Ведь даже в школе райцентра Усть-Лабинск Краснодарского края, где ОЛЕГарх сидел за партой, уже изучают его биографию. Не факт, что слушатель школы или читатель книги захочет повторить путь Дерипаски, зато хотя бы задумается о пользе чтения: главный герой в школе «вдруг страшно захотел читать», а в МГУ, «не посетив ни одной лекции, но основательно посидев в библиотеке над книгами накануне экзамена», мог сдать его «сразу на пять баллов».