Российские туристы ездят так, будто кризиса и не было

Россияне снова стали тратить деньги на отдых. Продажи путевок на майские праздники вернулись на докризисный уровень – и на заграничные курорты, и на российские
ИТАР-ТАСС

Прошлогоднее снижение выездного турпотока (впервые за семь лет он снизился на 15,5% до 9,5 млн человек) не стало долгосрочной тенденцией, а результаты первых месяцев этого года вернули туркомпаниям оптимизм. Крупнейший российский туроператор, ГК «Интурист», в I квартале 2010 г. отправил отдыхать за границу в три раза больше клиентов, чем за аналогичный период 2009 г., говорит президент компании Александр Арутюнов. «Кризис отступает. С начала года зафиксирован рост турпотока от 5% до 15% в зависимости от направления», – продолжает коммерческий директор другой крупной группы компаний – «Вип сервис/Инна тур» Дмитрий Горин.

Туркомпании празднуют

Майские праздники – традиционно высокий сезон – в этом году не стали исключением. «Все путевки раскупили уже в начале апреля», – говорит гендиректор ростовской турфирмы «Розовый слон» Алексан Мкртчян. «Туры на майские каникулы целиком распроданы, остались лишь единичные места на отдельные рейсы», – говорила накануне праздников директор новосибирской «Полярной звезды» Людмила Романова. Объем продаж туров на майские праздники по сравнению с маем 2009 г. вырос до 50%, радуется директор петербургской турфирмы «Атлас» Дмитрий Смирнов. Турпоток в Абхазию и Крым на праздники по сравнению с прошлым годом удвоился, говорит Сергей Ромашкин, гендиректор турфирмы «Дельфин».

«Отложенные на черный день деньги люди опять начали тратить на отдых», – объясняет Рамиль Мифтахов, президент Ассоциации туристских агентств РТ из Казани. «Мы интенсивно бронировали путевки на майские праздники уже в марте, рост составил 10–15%», – указывает он. «Думаю, что к лету турпоток восстановится до докризисного уровня, конечно, если не случится какого-то природного катаклизма или кризиса», – прогнозирует Владимир Канторович, президент «КМП-групп».

Скромные выигрывают

Число желающих отдохнуть почти вернулось на докризисный уровень, но доходы туркомпаний примерно на 25–30% ниже, чем в 2008 г., говорит Горин. «Клиенты постоянно просят что-то подешевле», – объясняет он. Самыми популярными остаются путевки по цене 22 000–32 000 руб. на человека, говорит Романова из «Полярной звезды».

По этой причине россияне предпочитают покупать туры в традиционно популярные Турцию и Египет, констатируют участники туристического рынка. Как сообщила Ассоциация туроператоров России, поток российских туристов в Египет в I квартале 2010 г. вырос на рекордные 93,5% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. до 740 175 человек. А число выезжающих в Турцию увеличилось на 11,2%, до 3178 гостей. Главным трендом генеральный директор «Олимпия-Райзен-Сибирь» Виктор Данн считает возвращение в турфирмы клиентов с невысоким доходом. «Турпоток на массовые Турцию и Египет вырос почти на 50%, по спецпредложениям за 13 000–15 000 руб. можно две недели отдохнуть в Анталии», – говорит Данн. «Продажи Турции и Египта выросли на 30–50%. Это самые популярные направления», – согласен Смирнов из «Атласа».

Выгода от экономных

Туроператоры пытаются заработать и на тех россиянах, кто экономит на путевках. В марте «Натали турс» приобрела 25% долей портала онлайн-бронирования Tourix Holidays. Россияне не желают переплачивать за путешествия и бронируют билеты и гостиницы самостоятельно и даже разница в $10 может повлиять на выбор клиента, рассказывал ранее Владимир Воробьев, президент «Натали турс». Тенденция заметна не только в Москве, но и в регионах. «Клиентов чаще стали спрашивать про отдельные услуги – только авиабилеты, только отель или только аренду автомобиля, а остальное пытаются забронировать самостоятельно, рассчитывая сэкономить», – согласна Мария Свиридова, гендиректор нижегородского турагентства «Роза ветров – НН».

Российские отели и базы отдыха тоже пытаются завлечь экономных туристов. Отели в Красной Поляне готовы на 40% снизить стоимость размещения при покупке путевки более чем на три ночи, говорит Ромашкин из «Дельфина». Спецпредложения подготовили и крупные игроки рынка. «Например, при покупке тура с 30 апреля по 3 мая размещение в отеле «Новый берег» (Пироговское водохранилище) стоит на 15–20% дешевле обычных дат, гостям предлагают поздний выезд и развлекательную программу», – рассказывает Мария Василенко, директор по маркетингу Azimut Hotels Company.