Свобода роста

Экономика США продолжает восстанавливаться, в I квартале ее рост поддержан удвоившимися темпами частного потребления. Спасающая южные страны Европа застряла в стагнации

Экономика США выросла в I квартале на 3,2% в сравнении с предыдущим, сообщило первую оценку Бюро экономического анализа (BEA) минторговли страны. Рост обеспечен частным потреблением, которое увеличилось на максимальные за три года 3,6%. Составляя более 70% ВВП, потребление обеспечило его рост на 2,55 п. п.

Рост экономики в IV квартале 2009 г. был выше – 5,6% – из-за стабилизации запасов. Более низкие темпы I квартала обусловлены снижением частных инвестиций в запасы, вложений резидентов в основной капитал и госрасходов, а также замедлением роста экспорта, сообщает BEA. Но темпы роста потребления увеличились в 2,25 раза. «Темпы потребительских расходов в I квартале были высокими благодаря увеличению объемов найма и улучшению условий в финансовой сфере», – цитирует Bloomberg Аарона Смита из Moody’s Economy.com. Рост экономики устойчив, уверен он; рост занятости ведет к увеличению выпуска. По консенсус-прогнозу Bloomberg ВВП США за 2010 г. вырастет на 3% при снижении безработицы с текущих 9,7% до 9,2% к I кварталу 2011 г.

За два года кризиса США испытали более резкое сжатие кредита и более крутой рост безработицы, чем Европа, в итоге и внутренний спрос упал сильнее, пишут аналитики Deutsche Bank Майкл Биггс и Томас Майер. Но спад еврозоны в 2009 г. был глубже, чем в США (на 4,1% и 2,4% соответственно). Это должно бы означать и более быстрое восстановление Европы, отмечают Биггс и Майер, но будет наоборот: еврозона вырастет на 1,1% против 3,8% роста в США, в 2011 г. – на 1,2% против 3,6% в США. Прогноз ЕЦБ по еврозоне на 2010 г. – 0,8%, ФРС по США – 3,15%; в 2011 г. – 1,5% и 3,95% соответственно.

Частично разрыв темпов роста обусловлен разницей в его потенциале (см. врез): за последние 20 лет средний темп роста США был 2,9%, стран еврозоны – 1,9%. Другая причина затяжного выхода Европы из кризиса – негибкость рынка труда и недостаточные фискальные стимулы, считают Биггс и Майер. В кризис компании США начали быстро избавляться от работников, еврозона была менее агрессивна, правительства субсидировали занятость: безработица увеличилась на 2,8% против 5,7% в США. «Факторы, обусловившие спад экономики, станут и факторами ее восстановления», – отмечают аналитики: США могут рассчитывать на более быстрое сокращение безработицы, рост занятости, кредитования и потребления.

«США динамичнее, свободнее в срезании издержек и более гибки в отношении рынка труда», – сравнивает Николай Кащеев из Сбербанка. Власти проводили более активную антикризисную политику, продолжает он: «Если снижать ставку – то до нуля, если помогать банкам – то на всю катушку, США придумали программу «деньги за автохлам», подхваченную Европой».

США вышли на поквартальный рост в III квартале 2009 г., экономика еврозоны покажет первый скромный рост лишь в I квартале 2010 г. (на 0,5%, прогноз Bloomberg). Еврозона – это экономическая модель с большой ролью государства в поддержке соцсферы, что, с точки зрения американцев, можно охарактеризовать как иждивенчество, рассуждает Ярослав Лисоволик из Deutsche Bank. Социум же привык к такому порядку и готовность к изменениям, сокращению доходов может иметь свои пределы, говорит Лисоволик: «Кризис – это вызов экономической модели еврозоны».