Инновации вне закона

Чтобы повысить спрос на инновации, Минэкономразвития предлагает вывести закупки таких товаров из-под действия закона о госзаказе и разрешить регулировать их правительству. ФАС и эксперты инициативу не поддерживают
А.Махонин

Минэкономразвития опубликовало на своем сайте проект поправок в закон о размещении госзаказа, регулирующих приобретение технически сложной, инновационной и уникальной продукции.

Определять процедуру таких закупок, а также устанавливать требования к самому товару и его поставщику должно правительство, считают в Минэкономразвития. Проект постановления или распоряжения (по конкретной закупке) станет готовить Минэкономразвития, если согласится с госзаказчиком, что продукция относится к инновационной и не может быть куплена на обычном тендере. Согласовать документ ведомству придется с ФАС и Минфином. При этом документ не разъясняет, какие товары и услуги относятся к инновационным. Законопроект дорабатывается, критерии пока не определены, говорит представитель Минэкономразвития.

По сути, тендеры на инновационные товары и услуги выводятся из-под действия закона о госзакупках, единодушны руководитель Центра размещения госзаказа Александр Строганов и партнер Baker & McKenzie Иван Смирнов. В правительственном постановлении можно прописать любые критерии и даже разрешить заказчику, не объявляя отбора, приобрести товар у единственного поставщика, отмечает Строганов. «Многое будет зависеть от критериев инновационности, они должны быть предельно четкими, так как у нас умеют обосновывать что угодно», – считает он. Без четких критериев смысла в законопроекте нет, согласен Смирнов: «Если будут считать инновационным товаром и «Мерседес» с усовершенствованным двигателем, то никакого спроса на реальные инновации не будет».

ФАС не поддерживает законопроект, говорит начальник управления службы Михаил Евраев: «Неправильно, когда помимо процедур, установленных законом, будут действовать какие-либо другие». Если они вообще существуют, то их необходимо прописать в законе, ФАС готова рассмотреть такие инициативы, но с ними пока никто не выступал, отмечает Евраев. Никаких препятствий для стимулирования спроса на инновационные товары действующий закон не создает, уверен он. В Минфине законопроект изучают и пока не комментируют, говорит представитель министерства.

Годовой объем госзаказа, по оценке Минэкономразвития, – 4–5 трлн руб. В 2010 г. на науку, высшее образование, инновационные ФЦП, высокотехнологичную медицинскую помощь государство потратит 1,1 трлн руб., сказал ранее премьер Владимир Путин. Большая часть этих средств выделяется через госзаказ, отмечает чиновник правительства. О том, что необходимо стимулировать спрос на инновации через госзаказ, Путин и президент Дмитрий Медведев говорили неоднократно. Такая задача поставлена президентом перед правительством, так что какое-то решение принимать все равно придется, объясняет сотрудник аппарата Белого дома. Однако он тоже не уверен, что законопроект Минэкономразвития будет принят: «Пока его нужно обсудить на межведомственном уровне».

Проблема стимулирования инноваций через госзаказ во многом надуманная, считает Строганов. Закон серьезных препятствий для этого почти не создает, согласен он с Евраевым. «Есть только одна проблема: при заказе на НИОКР нужно учитывать цену, хотя в большинстве развитых стран обычно этого не делают и за большие деньги предпочитают получить гарантированный результат», – объясняет Строганов. Для тендеров на инновационные разработки нужны особые условия, возражает Смирнов: «Например, выполнять работы по конкретным НИОКР готова довольно часто только одна компания, а чтобы отбор состоялся, нужны минимум две». Кроме того, не решена проблема прав на интеллектуальную собственность, слишком затянуты процедуры отбора, добавляет он.

Законодательного определения инновации и их критериев в России нет, отмечает первый проректор ГУ-ВШЭ Леонид Гохберг. Есть терминология ОЭСР, которая применяется в российской статистике уже 15 лет, продолжает он: инновационным продуктом считается товар, который выпускается не более трех лет и сильно отличается по сравнительным характеристикам от уже существующего. «Это слишком общее определение, для госзаказа его нужно конкретизировать, иначе покупка и новых сапог для солдат будет инновационной закупкой», – уверен он. Нужно определить категории товаров, закупки которых могут считаться инновационными, советует Гохберг Минэкономразвития.