Три вопроса ВЭБу

Минэкономразвития не разрешает ВЭБу купить 26%-ную долю Александра Лебедева в «Ильюшин финанс» (ИФК). В ответ бизнесмен тормозит продажу «Аэрофлоту» 19,5% его акций

В том же письме говорится, что покупка ВЭБом доли Лебедева в ИФК связана с выкупом «Аэрофлотом» собственных бумаг у структур предпринимателя. Лебедев уже продал 6,3% акций «Аэрофлота»; осталось 19,5% у Национального резервного банка, акционеры которого пока не одобрили сделку. По словам Лебедева, он ждет выполнения договоренностей по ИФК, хотя его и лишили блокпакета в «Аэрофлоте». Никакой юридически закрепленной связи между сделками нет, возражает Уваров: для государства сделка по «Аэрофлоту» – дальнейшее развитие перевозчика.

ОАО «Ильюшин финанс Ко.» (ИФК)

Лизинговая компания. Занимается лизингом российских самолетов (Ту-204, Ил-96, Ан-148). Основные владельцы – ОАК (48,4%), НРК Александра Лебедева (25,8%), ВЭБ (21,39%). Финансовые показатели 2009 г. не раскрываются. Выручка в 2008 г. (РСБУ) – 2,29 млрд руб., чистый убыток – 743,5 млн руб., долг по кредитам и займам – 10,3 млрд руб

Наблюдательный совет ВЭБа еще 31 марта должен был одобрить покупку у структур Лебедева 26% акций ИФК за 5,39 млрд руб., рассказывали «Ведомостям» сотрудник банка и сам Лебедев. Но вопрос отложили из-за сомнений Минэкономразвития (министр Эльвира Набиуллина входит в совет ВЭБа).

«Ведомостям» удалось узнать, что именно не нравится министерству. Первый вопрос – цена сделки, говорит директор департамента Минэкономразвития Алексей Уваров: государство долго развивало ИФК, вкладывало средства в капитал, и вот опять траты, хотелось бы посмотреть выводы оценщиков. Второй вопрос – обязательства Лебедева после сделки, добавляет чиновник: половину средств предприниматель должен инвестировать в свою авиакомпанию Red Wings, основного клиента ИФК (см.www.vedomosti.ru), но это не закреплено юридически. И третий момент – действительно ли пакет ИФК так нужен ВЭБу, говорит Уваров.

По задумке вице-премьера Сергея Иванова ВЭБ должен собрать минимум 75% ИФК и внести в капитал «дочки» – «ВЭБ лизинга», говорилось в письме чиновника на имя премьера Владимира Путина: «ВЭБ лизинг» станет центром лизинговых операций по поддержке отечественной промышленности, а ИФК – ее авиационным подразделением. Зачем такие сложности – не логичнее ли ВЭБу вложить те же 5,39 млрд руб. в капитал «дочки», полагает правительственный чиновник.

У Лебедева есть два ответа: его долю в ИФК оценивала Ernst & Young, оценщика выбрал сам ВЭБ, и цена сделки – на 20% ниже справедливой стоимости пакета. Все необходимые документы по инвестициям в Red Wings Лебедев также готов подписать.

А вот зачем ВЭБу пакет ИФК – вопрос к госкорпорации. И ее представитель отмечает лишь то, что сделка еще рассматривается.

Все свои сомнения Набиуллина высказала на специальном совещании о судьбе сделки с представителями Минтранса, ОАК и ВЭБа, говорят несколько участников совещания. У Минэкономразвития нет «категоричного» решения заблокировать сделку, утверждает Уваров, но требуется ее детальное экономическое обоснование. Лебедев не верит: это затягивание, за которым может последовать отказ от покупки.

Впрочем, окончательное решение будет за Путиным – он возглавляет совета ВЭБа, напоминает правительственный чиновник. Вопрос решится в ближайшее время, утверждает сотрудник ОАК. На это рассчитывает и Лебедев: «Путин же поставил на письме Иванова визу «Согласен».