Вектор


Сэкономили на связях

У МТС, «Комстар-ОТС» и «Скай линка» резко уменьшились доходы от самого, наверное, лояльного клиента – контролирующей их АФК «Система». Как следует из недавно опубликованного отчета АФК, в 2009 г. сама корпорация и ее «дочки» сократили расходы на оплату услуг родственных операторов более чем в 120 раз – со $166,4 млн до $1,37 млн. Сначалом кризиса АФК сократила оплачиваемые лимиты телефонных разговоров, а некоторых сотрудников и вовсе перевела на самостоятельную оплату, объясняет руководитель пресс-службы «Системы» Юлия Белоус. Доходы от корпоративных клиентов снизились в прошлом году у большинства телекоммуникационных компаний. Сокращение поддержки со стороны акционера в кризис может показаться особенно обидным, если тот не стесняется предъявлять к компании повышенные финансовые требования. МТС, например, в 2009 г. выплатила $1,16 млрд дивидендов – больше, чем имела на счетах в момент одобрения выплат советом директоров. Но отказ акционера заключать корпоративный контракт с «дочкой» не так уж и страшен. Сотрудники материнской компании все равно наверняка продолжат пользоваться телефоном родного оператора, иначе руководство просто не поймет.

Благородство монополии

РЖД решила снизить стоимость билетов на «Сапсаны», сообщила компания. С 1 июня базовая цена билета от Москвы до Санкт-Петербурга уменьшится на 4,7% до 2292 руб. Соответственно, снизятся и тарифы, рассчитываемые на ее основе, – например, минимальная цена путешествия на «Сапсане» из одной столицы в другую составит 1800 руб. – в вагоне второго класса с отправлением в воскресенье в 6.45. Это вызвано тем, что с апреля из-за ремонта путей «Сапсаны» стали тратить на дорогу больше времени. Минимальная длительность путешествия увеличилась на 10 минут до 3 часов 55 минут. Новые тарифы будут действовать все лето до окончания ремонтных работ, когда график «Сапсана» будет восстановлен, говорит представитель компании.

Это, пожалуй, первый случай такого благородства – перевозчик готов снизить цену, чтобы компенсировать неудобства пассажирам. Правда, те вряд ли заметили, что уже месяц поезд ходит дольше. Зато у РЖД есть возможность поэкспериментировать с более низкими тарифами, чтобы понять, можно ли за счет этого поднять наполняемость поездов. В среднем в «Сапсанах» распродается около 85% мест, но с увеличением числа рейсов этот показатель начал постепенно снижаться. Почему бы не попробовать остановить этот процесс?

Виртуальный рейс

«Амурские авиалинии» (Благовещенск) с апреля продавали билеты на рейсы Москва – Махачкала – Москва, обещая поставить на маршрут Ту-204 (Ту-214). Но Росавиация выяснила, что такого самолета у перевозчика нет. Откуда пришел «сигнал», ведомство не раскрывает. Чиновники тут же заблокировали продажу билетов на этот маршрут и обратились в Генпрокуратуру, подозревая компанию в мошенничестве. «Амурские авиалинии» успели продать 1500 билетов на 5 млн руб. Деньги будут возвращены, обещает Росавиация. «Амурские авиалинии» начали летать с сентября 2008 г., имеют в парке три ЯК-40. По данным СПАРК и ЕГРЮЛ, учредителями компании значатся ЗАО «Уралспецмаш» и ООО «Ремстроймаш», зарегистрированные по одному адресу в Магнитогорске. Эти структуры на 100% принадлежат неким физическим лицам.

Сотрудник Росавиации утверждает, что при выдаче сертификата эксплуатанта запрашивается вся документация, чтобы убедиться в надежности компании. И вот спустя полтора года такой скандал. На что был расчет? Билеты продавались открыто – через сайт, т. е. вероятность разоблачения была очень высока. В итоге ни денег, ни доверия. Деятельность «Амурских авиалиний» не остановлена, говорит сотрудник Росавиации. Но кто теперь воспользуется услугами этой авиакомпании?

Банки выходят из-под контроля

ФСФР, видимо, придется отступиться от претензий на утверждение правил внутреннего контроля банков, работающих на рынке ценных бумаг. Проблеме этой не один год, и каждая из сторон по-своему права: ФСФР настаивает, что ей это право присуще как регулятору фондового рынка. Банкиры считают, что поскольку правила одни для всех, то и согласований должно быть равное количество: брокерам – одно и банкам – одно. И, поскольку они все равно согласовывают правила в ЦБ, с них этого вполне достаточно. Главная проблема не в количестве бумаг – это никогда в России никого не пугало. Но банкам приходится обучать своих контролеров еще и на платных курсах по программе ФСФР, а необходимость второй раз платить всегда раздражает.

Поэтому Ассоциация российских банков (АРБ) направила в Росфинмониторинг проект поправок в закон о противодействии легализации денежных средств. Однако в ответ руководитель службы Юрий Чиханчин письмом сообщил, что такой закон не нужен, так как его ведомство наконец договорилось с ЦБ и ФСФР и претензии АРБ будут решены путем поправок в приказы Росфинмониторинга.