Вектор


Подсказка ЦБ

Адаптация российских банков к международным стандартам привела к тому, что многие из них сейчас готовят три варианта отчетности: по российским, международным стандартам и по версии ЦБ. Последний введен ЦБ, чтобы переводить на международные стандарты все банки, даже если такая отчетность их акционерами и кредиторами не востребована. Многое в ней формируется путем пересчета показателей.

Некоторые банкиры этим воспользовались и даже по международным стандартам для ЦБ смогли представить активы в более выгодном свете, чем можно было ожидать, исходя из рыночной оценки. Поэтому ЦБ выпустил специальное разъяснение, как определять стоимость активов. Суть: неликвидные активы придется дисконтировать, говорит президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов. Значит, регулятор сможет все же увидеть ухудшение показателей у многих банков, которое позволяет не фиксировать российская отчетность или введенные для нее в разгар кризиса послабления.

Экономия с последствиями

С прошлого года «Газпром» не может вернуть рекордных объемов продаж в Европе: его цена все еще выше, чем у главных конкурентов в ЕС, и тем более чем спотовые котировки (см. стр. 11). До 2008 г., пока российский газ был достаточно дешев, доля «Газпрома» неуклонно росла, а европейские поставщики старались не потерять позиций. Например, Нидерланды поставляли газ Италии по беспрецедентно низким ценам: еще в 1960-х гг. по настоянию НАТО об этом договорился министр иностранных дел Нидерландов Йозеф Лунс, пишет голландская газета Het Financieele Dagblad. Но теперь голландская GasTerra требует от итальянской Eni 1 млрд евро доплаты за поставки газа с 2005 г.: все эти годы рыночные цены на газ превышали цену поставок Нидерландов Италии. Без российского газа ЕС вряд ли обойдется, а искусственная экономия – всегда риск получить иск о доплате. «Газпром»-то ждет не дождется, когда его продажи вновь вернутся к рекордам, а доля в Европе вырастет с нынешних 25% до 30–33%.

Прощай, «Стрим»

Сегодня МТС и подконтрольный ей «Комстар» объявят, что все-таки откажутся от бренда «Стрим». К концу 2011 г. услуги группы компаний МТС будут оказываться только под марками «МТС» и «МГТС» («внучка» МТС), рассказали близкие к операторам источники. А бренд «Стрим» постепенно сойдет на нет. С одной стороны, решение выглядит логичным: не придется тратиться на рекламную поддержку трех торговых марок. Недаром и «Вымпелком», поглотивший в 2008 г. «Корбину телеком», отказался от ее бренда в пользу «Билайна». Но что такое «Стрим», знают все москвичи, это бренд-лидер, занимающий 28% московского рынка интернет-доступа (оценка AC&M-Consulting на февраль 2010 г.). Все знают и что такое МТС, но, чтобы объяснить, что это теперь не только крупнейший в России оператор мобильной связи, потребуются и деньги, и время. Но у «Вымпелкома» получилось: «Билайн» в Москве делит второе место с «Акадо».