Клиенты стали разборчивыми

Школы бизнеса все больше конкурируют за слушателей. Им приходится искать новых клиентов на новых территориях и экспериментировать с форматами

С апреля по май прошлого года Ибьюнолу Адении, финансовый директор одной из нигерийских компаний, проходила курс обучения в Лагосской школе бизнеса (54-е место в рэнкинге FT открытых программ – 2010). Еще 10 лет назад для этого ей пришлось бы ехать в США или Европу. Западные бизнес-школы также все чаще идут за новыми клиентами на новые территории. Так, Esade участвует в подготовке руководителей с Кубы совместно с Европейским фондом развития менеджмента (EFMD).

В целом в странах БРИК бизнес-образование заметно поднимается, говорит глава Duke Corporate Education при университете Duke Ким Тэйлор-Томпсон. Но у людей этих стран особые цели. «Для развивающихся рынков скорее интересны другие развивающиеся рынки, нежели США или Великобритания, – говорит Тэйлор-Томпсон. – Например, в России хотят знать, что происходит в Индии».

Рост на развивающихся рынках – добрый знак для школ, переживших непростой год: доходы от открытых краткосрочных программ упали на 25–30%, от корпоративных – несколько меньше. Но ощущается осторожный оптимизм. Миклош Сарвари, декан по обучению руководителей Insead, говорит, что сейчас чувствует себя более уверенно, чем когда заступил на должность в сентябре. Тем не менее он предостерегает: рост неоднороден. «Европа восстанавливается немного быстрее, чем Азия, возможно потому, что это зрелый рынок», – считает Сарвари.

Среди школ, специализирующихся на корпоративных программах, сложилось единое мнение по поводу того, куда идет рынок. Во-первых, компании требуют от школ, чтобы те обращали больше внимания на их цели. «Счета оплачивают компании, и в первую очередь нужно принимать во внимание их интересы», – говорит Шон Михан, декан по внешним связям IMD. Во-вторых, компании призывают бизнес-школы применять более глобальный подход. В-третьих, они хотят получить как можно больше за свои деньги, в том числе за счет новых технологий. Созданная в 2000 г. Duke Corporate Education изначально выступала за личные встречи топ-менеджеров с преподавателями, но для распространения материалов среди руководителей рангом пониже предлагала использовать новейшие технологии. Теперь такой подход применяют многие ведущие школы, в том числе IMD, Уортон и Гарвард. Джейсон Уингард, один из руководителей отделения Executive Education школы Уортон, отмечает: «Раньше технологии были для молодежи, теперь руководство чаще стремится использовать их в процессе обучения».

Дэвид Сондерс, декан канадской школы Queen’s, одного из лидеров в области использования видеоконференций, считает, что и менеджеры, участвующие в коротких программах, готовы использовать эту технологию.

В том, что касается открытых программ, большим спросом пользуются более продолжительные курсы, отметили Insead и барселонская бизнес-школа Iese. По словам декана Iese Джозефа Валора, это происходит в том числе потому, что безработные менеджеры сами платят за участие в этих программах. «Они считают это инвестицией», – сказал он.

Профессор Сарвари из Insead считает, что людей сейчас интересуют новые виды открытых программ. «Я думаю, что их не особенно привлекают общие научные дисциплины, – уверен Сарвари. – Их интересуют программы, относящиеся к разным дисциплинам, но сфокусированные на определенной теме. От них должен быть конкретный эффект».

«Клиенты научились понимать разницу между просто школами и школами, хорошо разбирающимися в конкретной отрасли, – говорит начальник отдела обучения для руководителей школы бизнеса Sloan при Массачусетском технологическом институте Рошель Вайхман. – Урок одного из наших профессоров в классе – не то же самое, что лекция в гостинице или обучение в интернете».