Никто не виноват

Оператор, владелец и сервисная компания, обслуживавшая платформу, затонувшую в Мексиканском заливе, перекладывают вину друг на друга

Вчера в конгрессе США начались слушания, посвященные аварии на нефтяной платформе Deepwater Horizon, которая привела к одной из крупнейших экологических катастроф в мире. Сенаторы планируют выслушать топ-менеджеров оператора платформы – BP, ее владельца – Transocean и сервисной компании Halliburton, обслуживавшей сооружение.

К моменту сдачи номера в печать слушания не закончились, но выдержки из показаний топ-менеджеров удалось заранее получить газете The Wall Street Journal и агентству Assosiated Press.

Вице-президент BP Ламар Маккей убежден, что главной причиной аварии стал отказ устройства защиты: «Мы изучаем вопрос, почему противовыбросовый превентор компании Transocean не сработал». Превентор – это 450-тонное устройство, устанавливаемое на устье нефтяной скважины. В случае чрезвычайной ситуации оно должно автоматически (или дистанционно) обеспечить герметизацию скважины.

Гендиректор Transocean Стивен Ньюман планировал возложить вину на BP. «Все проекты по добыче нефти и газа на шельфе начинаются и заканчиваются оператором, в данном случае BP», – говорится в его докладе. Transocean также указывает, что за цементирование скважины отвечала Halliburton.

Цементирование закончилось за 20 часов до взрыва на нефтяной платформе и тесты показали, что работа проведена успешно, сказано в показаниях президента по глобальным направлениям бизнеса Halliburton Тима Проберта. Но была нарушена стандартная последовательность действий, продолжает он: вместо того чтобы сначала установить заглушку на дне, а потом закачать морскую воду в водоотделительную колонну, решено было начать с закачки воды. В результате произошел взрыв, а заглушка так и не была установлена, сообщает Проберт. О том же WSJ рассказали два работника платформы.

Но Halliburton «в соответствии с контрактом была обязана выполнять инструкции владельца скважины», уверяет Проберт. Transocean действовала в соответствии с указаниями BP, вторит представитель владельца платформы.

Все три компании проводят внутренние расследования обстоятельств аварии в Мексиканском заливе. По статистике Службы управления минеральными ресурсами, дефекты цементирования стали причиной 18 из 39 случаев неконтролируемых выбросов нефти из скважин в Мексиканском заливе в 1992–2006 гг.

ВР так и не удалось остановить утечку нефти из аварийной скважины: из нее вытекает около 5000 баррелей в день. На этой неделе компания планирует повторить попытку установить над скважиной металлический купол.

Против BP уже возбуждено больше 100 исков, на ликвидацию последствий аварии компания потратила около $350 млн, пишет Bloomberg.