"Уважение нельзя унаследовать, его можно только заслужить"

Семья, владеющая автоконцерном Fiat, вернулась к традиции доверять стратегическое управление бизнесом своим родственникам. Ответственность за будущее Fiat возложена на праправнука основателя автоконцерна, 34-летнего Джона Элканна. Он молод, скромен, тих, у него детское выражение лица. Но семья возлагает на него большие надежды: с юности Элканн готовился к тому, чтобы возглавить Fiat, на каникулах работал простым рабочим конвейера и продавцом автомобилей, перенимая опыт у своего знаменитого деда
Bloomberg

Завидная партия

Выходцы из семьи Аньелли считаются в Италии завидной партией для местной знати. Прадед Элканна был женат на дочери принца ди Сан Фаустино, бабушка была неаполитанской аристократкой донной Марельей Караччиоло ди Кастаньето. Сам Элканн женат на принцессе Лавиниа Борромео из семьи, ведущей родословную с XII в. и владеющей островами в Лаго-Маджоре. Журнал Time

Fiat Group

Промышленный концерн. Крупнейшие акционеры: семья Аньелли (30,4% через EXOR), Capital Research & Management (5,2%). Капитализация – 11 млрд евро. Финансовые показатели (2009 г.): выручка – 50,1 млрд евро, чистый убыток – 848 млн евро. Продажи (2009 г.) – 2,15 млн легковых и легких коммерческих автомобилей (в том числе 18 100 – в России), 103 866 грузовых и коммерческих автомобилей.

Джон Элканн до последнего времени играл в семейном бизнесе не самую главную роль. Как член совета директоров Fiat он курировал принадлежащие компании заводы Ferrari и Maserati, итальянскую газету La Stampa и туринский футбольный клуб «Ювентус». Последние шесть лет за стратегию Fiat отвечал не член семьи, владеющей компанией, – председателем совета директоров был Лука ди Монтедземоло. Но в апреле этого года Элканн сменил его на этом посту. Официально кадровая перестановка объясняется так: Монтедземоло завершил работу над задачами, поставленными перед ним. Но источники агентства Bloomberg утверждают, что причина отставки – расхождения Монтедземоло с гендиректором Серджио Маркионне по стратегии развития автобизнеса Fiat. Элканн и Маркионне будет легче договориться: праправнук основателя Fiat был среди тех, кто лоббировал назначение Маркионне на пост гендиректора.

«НАДО ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО НРАВИТСЯ»

Элканн родился в 1976 г. в Нью-Йорке. Его отец – фрацузско-итальянский писатель и журналист Алан Элканн, мать – Маргарита Аньелли, дочь Джанни Аньелли, прозванного Адвокатом (у него было юридическое образование). Джанни возглавлял Fiat с 1966 г. и до самой смерти в 2003 г. принимал участие в управлении компанией. Элканн был третьим ребенком в семье. Ему было пять лет, когда его родители развелись. У Элканна есть брат и сестра от первого брака матери и пять братьев и сестер – от второго. Детство Элканн провел в Америке и Европе. Английский и французский он выучил раньше, чем заговорил на родном итальянском, утверждает Le Monde. Он учился в средней школе и лицее Виктора Дюруи в Париже. В 1994 г. по совету деда Адвоката Элканн переехал в Италию, чтобы продолжить образование в политехническом университете Турина. Бизнес становится главным его увлечением. После учебы он обычно ехал в штаб-квартиру Fiat, где помогал деду. По воскресеньям сопровождал деда на яхте. «И в офисе, и на яхте я задавал ему самые разные вопросы, а он на все отвечал» – так, по словам Элканна, проходило его погружение в семейный бизнес. Сейчас Элканн занимает тот же офис, где когда-то работал Адвокат.

Перед Элканном не стоял вопрос, как провести студенческие каникулы. Конечно, на работе! Он трудился инкогнито на фабрике по производству фар Magneti Marelli в Англии, в офисе дилера в Лилле, на сборочном конвейере в Кракове. «[Джанни] убедился, что я увлечен работой. Он верил, что в жизни необходимо делать то, что нравится. Он верил в людей, которые развивают те способности, к которым расположены», – гордится Элканн.

РОК СЕМЬИ FIAT

Fiat ведет историю с 1899 г. Тогда Джованни Аньелли импортировал сборочную линию Генри Форда, основав Fiat. Новые машины Fiat пользовались бешеной популярностью, а вот семью преследовали беда за бедой. Джованни Аньелли планировал передать бизнес сыну, но в 1935 г. тот трагически погиб в авиакатастрофе. Уже в наше время во главе компании должен был стать Джованни Альберто Аньелли, старший сын дяди Элканна, Умберто Аньелли. Но в 1997 г., в возрасте 33 лет, он скоропостижно скончался от рака. Единственный сын Адвоката – Эдоардо Аньелли страдал депрессиями, мало интересовался делами семьи и в 2000 г. покончил с собой в возрасте 46 лет.

Примерный семьянин, отец двух детей, Элканн разительно отличается от родного брата Лапо, который тоже мог бы претендовать на главную роль в автоконцерне. Лапо Элканн строил успешную карьеру, набирался опыта и деловых связей на должности секретаря Генри Киссинджера и одно время был директором Fiat по маркетингу. Он вел активную светскую жизнь и был любимцем журналистов бульварных газет – из-за своих противоречивых высказываний и скандального образа жизни. Конец надеждам на блестящую карьеру пришел в 2005 г., когда Лапо обнаружили в коме от передозировки наркотиков, да еще в компании транссексуалов. Сейчас Лапо занимает почетные, но не очень высокие должности в компаниях семьи – например, бренд-менеджера Fiat.

В 1997 г. Элканну, которому только исполнился 21 год, срочно приходится заменить Джованни Альберто Аньелли в совете директоров Fiat. Его называют претендентом на пост главы компании. Элканн продолжает образование в политехническом университете, потом уезжает стажироваться в General Electriс. Он становится участником программы по корпоративному аудиту, работает в департаменте бухгалтерского учета General Electric в США, улучшая познания в области финансов.

В 2002 г. Элканн возвращается в Италию, чтобы приступить к работе в одном из подразделений семейного холдинга – IFI, который владеет частью акций Fiat, футбольного клуба «Ювентус» и банковской группы San Paolo IMI. А после смерти дяди Умберто в 2004 г. Элканн становится вице-президентом Fiat.

НА ГРАНИ КРАХА

Элканн пришел в Fiat не в самый лучший момент. Джанни Аньелли, дед Элканна, вывел Fiat в число крупнейших автопроизводителей мира. Но именно он заложил мину замедленного действия, которая через несколько лет лишила терпящую бедствие компанию возможности для маневра. В 2000 г. 20% акций Fiat были проданы американской General Motors. Одним из условий сделки была необходимость согласовывать с GM альянсы с другими компаниями. Между тем Аньелли вел компанию к краху: чтобы не запятнать репутацию семьи, отказался закрыть убыточные предприятия в Италии, оставив рабочих без куска хлеба. При этом в компании было много неэффективных менеджеров, нанятых «по знакомству». Fiat не мог выдерживать конкуренции с другими производителями, продажи компании стремительно падали. В 60-е гг. Fiat контролировал до 70% итальянского рынка, в начале 90-х – 60%, а в 2001 г. – лишь 30%.

В 2002 г. компания оказалась на грани банкротства – годовой убыток равнялся 1,4 млрд евро, общая задолженность – около 27 млрд евро. Консорциум банков помог компании удержаться на плаву, выделив кредит в размере $3,76 млрд. Но в обмен потребовал распродажи активов. Вступить в альянс с другим крупным автопроизводителем Fiat не мог, будучи связанным обязательством перед GM, которая не оказывала Fiat никакой помощи.

«Будь ситуация другой, у меня было бы больше времени, чтобы войти в курс дела. Но я вынужден был принять дела в самый неподходящий момент. Компания неверно управлялась. Власть семьи была изношена и слаба. Финансовое сообщество не поддерживало нас больше. Выбор был – оставить все как есть или исправить», – говорил Аньелли. Элканну пришлось заняться распродажей непрофильных активов. Например, легендарного французского винного дома Chateau Margaux, сети универсальных магазинов La Rinascente, акций туроператора Club Med. Fiat продал свое финансовое подразделение, страховую компанию и многие другие непрофильные активы. Полученные от распродажи $313 млн семья вложила в производство.

СПАСЕНИЕ И СПАСАТЕЛИ

Как и у деда Адвоката, у Элканна есть свое прозвище – Яки. При немалом росте – 1,9 м – у него детское выражение лица, тихий голос и скромные манеры. «Он совсем не плейбой. Он очень застенчив», – говорил один из руководителей Fiat. «Что? И этот моложавый застенчивый юноша со свежим цветом лица будет представлять династию как наследный принц?» – писала газета Le Monde 22 апреля 2010 г. и сразу напоминала, как на пресс-конференции зимой 2009 г. Элканн вместе с председателем итальянской страховой компании Assicurazioni Generali Антуаном Бернхаймом «рассказывал» журналистам о французско-итальянских отношениях. Точнее, 85-летний Бернхайм говорил, говорил, говорил... А Элканн всю конференцию промолчал, скрывая свое нетерпение за легкой полуулыбкой, иронизирует Le Monde. Впрочем, Элканн с самого начала не питал иллюзий относительно легкости своего профессионального пути. «Придется постараться, чтобы заработать уважение. Его унаследовать невозможно», – говорил он Financial Times в 2006 г.

Медленно, но верно Элканн укрепляет свое положение в компании. В 2008 г. он добивается решения о слиянии ряда принадлежащих семье активов, в том числе IFI, в холдинг Exor, который владеет 30% акций Fiat и имеет долю во многих других бизнесах, например американском риэлторе Cushman & Wakefield, газетах Corriere della Serra и La Stampa, ФК Juventus. Элканн был одним из сторонников назначения гендиректора швейцарской сертификационной компании SGS Серджио Маркионне, не имевшего опыта работы в автомобилестроении, генеральным директором Fiat. Расчет оправдался – Маркионне смог за два года вернуть автомобильному холдингу утраченные позиции, расторг соглашение с GM, да еще и получил с американцев в качестве отступных 1,55 млрд евро. Элканн поддержал Маркионне и в покупке 20% акций Chrysler. Это не стоило компании ни евро – Fiat вложил свои технологии по производству малолитражных автомобилей. Зато открыло путь на авторынок США и дало доступ к технологиям американского концерна.

Fiat сделал ставку на развивающиеся рынки и не на одного стратегического, а на нескольких небольших партнеров. В частности, в России Fiat договорился о создании СП с «Соллерсом», в Индии – с Tata, в Польше на одном заводе с Fiat собираются Ford Ka, использующие общую с Fiat 500 платформу. Сейчас компания заявляет, что один из самых интересных ей рынков – Бразилия. Fiat избавился от многих менеджеров (при этом практически не тронув синих воротничков) и отменил радикальные скидки на машины, съедавшие внушительную часть прибыли автомобильного подразделения. В 2005 г. компания впервые с 2000 г. показала прибыль – 1,33 млрд евро по сравнению с убытком в 1,63 млрд евро в 2004 г. – и была прибыльной до 2009 г.

В конце апреля Fiat представил план развития на ближайшие годы. В этом году группа разделится на две: одна компания займется производством грузовиков и тракторов, другая – легковых и коммерческих автомобилей. До 2014 г. планируется производить 6 млн машин, включая автомобили Chrysler. Будет выпущено 10 новых моделей, а шесть существующих обновлены. До 2014 г. концерн инвестирует по всему миру 26 млрд евро, в том числе 4 млрд будет потрачено на исследовательские программы. В 2012 г. компания познакомит американцев с брендом Alfa Romeo.