Громкие имена: Где разместить архив

М.Стулов

Биография. Сергей Денисенко

Руководитель управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, главный государственный регистратор Москвы, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2-го класса. Родился 4 ноября 1959 г.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) 

– территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Осуществляет функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, наименования географических объектов, навигационного обеспечения транспортного комплекса и др.

На все российские реформы, связанные с недвижимостью, можно повесить бирку «Чтобы народу было лучше». С 1 марта 2010 г. создан Росреестр: в одну структуру объединены Роснедвижимость и Роскартография на базе Росрегистрации. По идее, это должно упростить регистрацию прав на любую недвижимость, будь то земельный участок или квартира. О ходе реформы и проблемах нового ведомства «Ведомостям» рассказал руководитель управления Росреестра по Москве Сергей Денисенко. «Главные проблемы – нехватка помещений и очереди», – признается чиновник.

– Почему оформление прав на недвижимость – стресс для граждан?

– Почему стресс? У нас заявительный порядок подачи документов на регистрацию. Мы обязаны принимать любой пакет документов, даже если он включает только заявление и квитанцию об оплате госпошлины (1000 руб.). Но если у гражданина нет правоустанавливающих документов, мы квартиру просто не зарегистрируем. Он должен нам их сдать, и мы завершим этот процесс.

– Срок регистрации занимает месяц?

– Месячный срок начинается именно с того момента, как вы сдали нам заявление с необходимыми документами. Мы его занесли в базу данных, присвоили номер, и начался процесс регистрации.

– А если гражданин донесет документы на 29-й день?

– Мы их примем и зарегистрируем в положенный срок. Если у нас возникнут какие-либо сомнения, допустим, в подлинности представленной доверенности, то мы направим запрос нотариусу. В этом случае заявитель будет извещен о приостановке регистрации сроком на месяц.

– И если за этот месяц...

– ...не пришел ответ, то по истечении месяца регистратор пишет отказ. Для регистрации любой сделки или права в соответствии с законом необходимо представить полный пакет документов.

– А почему некоторые застройщики месяцами не могут зарегистрировать договор долевого участия при покупке у них квартиры в новостройке?

– Это вина застройщика, не наша. Возможно, у компании не было соответствующего комплекта документов. Их можно подготовить в процессе регистрации, для чего застройщик может попросить ее приостановку на три месяца.

– Раньше в Москве была ускоренная регистрация, потом от нее отказались. Почему?

– Ускоренная регистрация законом не предусмотрена, только административным регламентом: его пункт 41 предполагает, что гражданин или представитель юридического лица может написать заявление на имя руководителя территориального органа Росреестра с просьбой об ускорении, указав причины. Коммерческие структуры просто отметаются, но мы идем навстречу организациям, которые работают в рамках социальных программ, строят жилье для военных, молодых семей, малообеспеченных граждан и т.д. По ним мы сокращаем сроки регистрации. Почему нет? Административный регламент нам дает на это право. Регистратор, если успевает, может самостоятельно оформить документы за 25 дней. Никакая дополнительная плата в данном случае не взимается.

– Но есть же структуры, которые берут за ускорение деньги.

– Это другой вопрос. Они прикрываются термином «юридическое сопровождение». Нам известна эта проблема. Они предлагают [гражданину] возможность «юридически грамотно» подготовить необходимый пакет документов. Для этого предлагается заплатить в «кассу» определенную сумму. Разумеется, это делается только по доверенности [от гражданина].

– И взяточники среди регистраторов есть?

– Если выявляем, то отдаем правоохранительным органам.

– Как выявляете?

– Есть горячая линия. Но все-таки это не наша специфика, у нас нет отдела собственной безопасности. Этим занимаются оперативные службы – МВД, ФСБ. Были случаи, когда наших сотрудников брали с поличным при передаче денег, задерживали, заводили уголовные дела. Но эти случаи не носят массового характера. В 2007 г. двух сотрудников задержали с поличным. Один – замначальника отдела. Они осуждены, сейчас находятся в местах лишения свободы.

В любой структуре, которая работает с населением, в которой есть, как сейчас принято говорить, коррупционная составляющая, находятся охотники [брать взятки]. Мы с ними боремся. Недавно выявили трех сотрудников.

– Видеокамеры в приемных для этого поставили?

– Нет, видеокамеры – это средство борьбы с очередями. Очереди для нас больная тема, и такая задача поставлена министерством [экономического развития].

Камеры в приемных установлены с 1 апреля. В любой точке мира вы можете [зайти на сайт управления Росреестра по Москве и] посмотреть, как у нас обстоят дела с очередями. Для меня, как руководителя, это прежде всего средство контроля. Не могу сказать, что мы полностью ликвидировали очереди. Они есть по разным причинам, зачастую субъективным. Иной раз смотришь на монитор – приемная пустая. На следующий день в это же время такое впечатление, что три электрички подошли, народ вышел и начинается давка.

Все идут сдавать документы пораньше. В 9 открывается? Давайте придем к 7–8. Или еще лучше в 5 утра. Вот они приходят, занимают очередь и начинают записываться, поднимать ажиотаж.

Есть еще люди, которые на очередях зарабатывают. Я уже подключил и наши службы, и правоохранительные органы – мы сейчас ловим у приемных этих людей. Они специально создают очередь. Никого нет, но пришедшему человеку говорят, что он уже 105-й по записи, а если хочет побыстрее, то за 500 руб. его «пропустят». В итоге «записали» 233 человека. Открываем приемную – в обычном режиме через час-два очереди нет.

Мы постоянно мониторим очереди в каждой из приемных. Я поставил задачу работать до последнего заявителя.

– Независимо от графика работы?

– Если такая авральная ситуация сложилась, всех, кто есть в приемной, будем принимать. Но мониторинг дает нам понимание, когда бывают пики, с тем чтобы их нивелировать и привлекать дополнительных сотрудников либо найти дополнительные места для приема заявителей. К сожалению, у нас есть [маленькие] приемные, где на посетителя приходится меньше 1 кв. м.

Но сейчас мы, например, развели потоки на прием и выдачу документов. Количество народу в очереди сразу уменьшилось на 15%, толкотни меньше стало. До конца года мы планируем во всех приемных ввести электронную очередь.

По судебным решениям теперь [заявителей] принимаем не в одном месте, как раньше, а во всех приемных Москвы. Проблема решилась в один час. Был сюжет на эту тему в «Вестях», совершенно справедливый, спасибо им. Мы сразу отреагировали.

– Почему раньше такие очевидные решения не принимались?

– Не принимались. Сложный вопрос – открытие дополнительных приемных. Мы уже ввели три: на ул. Чуйкова, Молодогвардейской, в Орликовом переулке. Я, конечно, буду просить правительство Москвы и федеральные органы о предоставлении дополнительных площадей на первых этажах под приемные. Я сейчас намерен разгрузить приемную на Зеленом проспекте. Готовится к вводу приемная на ул. Сивцев Вражек. Но дополнительных денег нам не дают.

– Бюджет у вас сильно сократили?

– Бюджет сейчас везде сокращается. Например, нам правительство Москвы выделило помещение около 800 кв. м на Ракетном бульваре. Прекрасное место, отдельно стоящее 3-этажное здание. Но оно требует капремонта, по нашим подсчетам, он обойдется в 40 млн руб. Сейчас пишем письмо правительству Москвы, чтобы они здание отремонтировали. Они нам и обещали с ремонтом, но у них тоже сократилось финансирование.

Площадь некоторых наших приемных – по 45–50 кв. м. А мы обязаны создать максимально комфортные условия для ожидания. Плюс предусмотреть копирование документов. Нокопировальное устройство на своих площадях я поставить не могу – придет Счетная палата, прокуратура и скажут: вы, г-н Денисенко, грубо нарушаете законодательство – занимаетесь коммерческой деятельностью на вверенной вам территории.

– Прямо так и скажут?

– Да, если это помещение принадлежит нам. Хорошо, что почти все помещения мы арендуем у правительства Москвы, и сейчас мы нашли правовой выход из этой ситуации. Заключаем тройственный договор – между нашим управлением, правительством Москвы и некоммерческим партнерством, которое будет оказывать услуги копирования по себестоимости, не извлекая прибыли. Понимаете, на какие ухищрения приходится идти? Даже кофе-автомат поставить нельзя.

– Проблема с помещениями ведь не единственная?

– Нужно усовершенствовать [компьютерные] программы. Они у нас подтормаживают – долгий поиск объектов идет. Причину знаем – жилье и нежилье [ищется] по разным базам. До конца года мы планируем их объединить. И тогда поиск по базе значительно ускорится.

Мы проводим серьезные кадровые изменения. Восьмерых начальников отделов просто уволили – не тянули, пятерых понизили в должности до замначальника. Легких отделов у нас нет. Но нехватка площадей – все-таки основная проблема.

– Что дало объединение трех структур?

– Облегчило работу. Сейчас [создан] единый орган контроля. С 1 марта 2010 г. гражданин при регистрации земельного участка уже не сдает нам выписку из кадастрового паспорта. Регистратор сам распечатывает ее из базы данных, подшивает к делу и осуществляет регистрацию.

Теперь, независимо от того, по какому вопросу придет гражданин – постановки ли на кадастровый учет, получения ли (при необходимости) выписки из кадастрового паспорта, – он может обратиться в любую приемную по месту жительства – раньше он мог прийти только в Орликов переулок, 10. Другой вопрос, что я не могу в каждой приемной иметь специалиста по такому сложному вопросу, но сотрудник примет эти документы, присвоит номер, вручит гражданину расписку и скажет: приходите через 20 дней.

Мы начали принимать заявления по почте. Но вала обращений нет. Только единицы. Люди, возможно, не доверяют почте. Плюс расходы увеличиваются – в этом случае обязательно должно быть нотариальное удостоверение всех документов. Через интернет мы тоже принимаем заявки, но немногие так записываются.

В управлении есть предварительная запись по телефону – она снимает ажиотаж. Другой вопрос – у нас телефон постоянно занят, люди не могут дозвониться. Планируем создание call-центра.

– В общем, дел непочатый край.

– У нас есть еще одна серьезная проблема – архив. По закону мы обязаны хранить оригиналы документов. Как только будет принят закон, позволяющий сканировать документы и признавать их копии за оригиналы, это решит проблему. Пока ежегодно архив съедает у нас от 2000 до 3000 кв. м. Сейчас осталось площадей на 2–3 месяца работы. Но нам выделен кредит МБРР под архивные площади, сейчас эти площади подыскиваются.

– I квартал 2010 г. показал рост числа зарегистрированных сделок купли-продажи квартир. С чем вы это связываете?

– По количеству зарегистрированных сделок в этом году мы остаемся сейчас на уровне показателей прошлых лет.