Извольте извиниться


Единоросс Анатолий Козерадский внес в Госдуму поправки в закон «О порядке рассмотрения обращений граждан». Предложено обязать чиновников деятельно реагировать на обращения граждан: если они признаны обоснованными, госслужащий должен принять «меры по восстановлению или защите нарушенных прав». А когда это необходимо, чиновник обязан принести «гражданину извинения в письменном виде в связи с допущенным нарушением его прав».

Если гражданин с решением чиновника не согласен, он вправе добиться приема у его начальника. Начальники должны оценивать эффективность работы подчиненных с гражданами, вплоть до дисциплинарного взыскания, если чиновник недостаточно внимателен. Ведомства должны принять административные регламенты о порядке рассмотрения обращений, их регистрации и мерах по устранению нарушений. Жаловаться чиновнику можно будет не только по почте, но и по телеграфу, факсу и электронной почте, и все эти жалобы должны рассматриваться.

По словам председателя профильного комитета по делам общественных объединений Сергея Попова, интересные вещи в законопроекте есть, но его надо внимательно проанализировать с участием самих госорганов. «Мы ведь на них новые обязанности налагаем», – предупреждает он.

Извинения – это, конечно, хорошо, говорит Владимир Южаков из ЦСР. Но гораздо важнее было бы предусмотреть компенсацию понесенного ущерба и устранение причиненного вреда (в порядке регрессии – за счет допустившего нарушение чиновника). Вот после этого можно извиниться.

Нововведения помогут гражданам добиваться ответов от представителей власти, говорит доцент центрального филиала Российской академии правосудия Алексей Ефремов. Но вот наказывать чиновников, допустивших заведомо необоснованное решение, вряд ли получится, если соответствующие изменения не предусмотреть в законе о государственной гражданской и муниципальной службе, предупреждает эксперт.