Sotheby's привез в Москву топ-лоты июньских торгов

Sotheby’s вновь привез в Москву свою выставку – в аукционном доме верят в нерушимость русского антикварного рынка

Рынок неожиданного. Лорд Полтимор, заместитель председателя правления «Сотбис Европа»:

«Открытия, подобные сейфу Воллара, случаются каждый год. Люди часто не понимают или не помнят, что у них хранится».

В Историческом музее с 19 по 21 мая можно увидеть четыре картины и один рисунок французских художников, которые будут выставлены на аукционе импрессионистов в Лондоне 22 июня, 15 картин и 32 предмета декоративно-прикладного искусства фирмы Карла Фаберже – они появятся на торгах русским искусством 7–9 июня. Не каждый раз на выставках даже первых аукционных домов можно встретить шедевры, но на этой они есть.

Прежде всего это пейзаж Андре Дерена «Деревья в Коллиуре» 1905 г. – превосходный образец фовизма, просто пылающий красками. Эстимейт в 9–14 млн фунтов стерлингов кажется разумным, особенно учитывая хорошее происхождение картины. Она была обнаружена вместе с еще 140 произведениями искусства в 1981 г. в одном из сейфов банка Societe Generale. Художественные ценности лежали там с 1940 г. и принадлежали самому знаменитому арт-дилеру ХХ в. Амбруазу Воллару, открывшему миру и рынку Ван Гога, Пикассо, Матисса и еще многих замечательных художников. После смерти Воллара принадлежавшие ему произведения были помещены в банк помощником торговца, вскоре погибшим. Еще полвека бюрократических проволочек – и в июне коллекция Воллара будет представлена на лондонских торгах Sotheby’s.

Очень высокого художественного качества и представленные «Камердинер» Хаима Сутина (7–9 млн фунтов стерлингов), «Завтрак, радиатор» Пьера Боннара (2,5–3,5 млн фунтов) и «Сидящая женщина с кошкой» Пабло Пикассо (4–6 млн фунтов). Эти вещи способны украсить не только частные, но и музейные собрания.

Жестокосердные устроители выставки рядом с Сутиным и Пикассо повесили «Клоуна» 1912 г. Марии Васильевой. Русская женщина, жившая в Париже, не только дружила со многими художниками, но и писала в их манере. Эта картина сделана по-кубистски, но рядом с работами великих выглядит она довольно печально, несмотря на высокий эстимейт – 400 000–600 000 фунтов. «Портрет Зиновия Гржебина» Юрия Анненкова (800 000 – 1,2 млн фунтов) тоже написан под влиянием кубизма, но никаких мыслей об эпигонстве не вызывает. Это хорошая, сильная живопись, а черты психологического портрета делают картину хотя и несколько эклектичной, но зато очень выразительной.

Исключительно приятны для глаза два русских пейзажа, написанных по-импрессионистски. Они довольно похожи, хотя и созданы в разных местах: «На юге Франции» Константина Коровина (300 000–500 000 фунтов) и «Вид на Ай-Петри, Крым» Сергея Виноградова (100 000–150 000 фунтов). Коровин нежнее, Виноградов резче – но оба хороши.

Привезли на выставку и картины двух королей русского антикварного рынка: марина Ивана Айвазовского «Закат над Искьей» оценен в 600 000–800 000 фунтов, «Чернолесье» Ивана Шишкина – в 1–1,5 млн фунтов.

Что касается изделий от Фаберже, то этот непотопляемый сегмент отечественного антикварного рынка представлен в основном небольшими вещами: табакерками, запонками, рамочками для портретов, спичечницами ценой от 4000 до 80 000 фунтов. Дороже только комбинация часов с двумя рамками (400 000–600 000) и золотая незабудка в стакане с водой (как живая, естественно), предварительно оцененная в четверть миллиона фунтов.

Михаил Каменский, гендиректор «Сотбис Россия», считает, что никакие экономические потрясения не задели фундаментальных основ русского антикварного рынка. Ближайшие торги покажут, насколько обоснован его оптимизм.