Удар по поставкам

Предложенные санкции против Ирана запретят поставку в страну российских С-300, но не помешают Израилю нанести военный удар

В распоряжении The New York Times оказался проект резолюции, представленный вчера пятеркой постоянных членов Совета Безопасности ООН на обсуждение 10 непостоянных членов. Иран игнорирует требования по инспекциям МАГАТЭ и три ранее принятые резолюции Совбеза, продолжает строить завод по обогащению урана в Куме и начал самостоятельно обогащать уран до 20%, серьезно беспокоит роль Корпуса стражей исламской революции (КСИР, элитного военного подразделения) в развитии ядерной программы, что дает основание ввести новые санкции, говорится в проекте документа.

Страны должны запретить любые инвестиции, которые могут нарушить режим нераспространения, сказано в проекте, бдительность необходимо проявлять даже в сотрудничестве с Центробанком Ирана. Предлагается запретить поставки в Иран боевых танков, бронетанковых машин, артиллерийских систем большого калибра, военных самолетов, вертолетов и судов, ракет и ракетных систем, передачу технологий и вообще любое содействие по линии разработки ракет. Членам КСИР запретят зарубежные поездки и заморозят их иностранные счета. Может быть разрешена инспекция подозрительных иранских грузов в портах или нейтральных водах.

Санкции могут быть сняты, если Иран подчинится МАГАТЭ и согласится на механизм внезапных проверок, откажется от строительства новых объектов для обогащения урана, от инвестиций в урановые шахты, обогащения урана и создания баллистических ракет.

Это взвешенный набор санкций, заявил журналистам постоянный представитель России в СБ ООН Виталий Чуркин. Министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил, что эти санкции не должны быть усилены странами в одностороннем порядке. Эти санкции абсолютно неоправданны, заявил Моджаба Самарех Хашими, советник президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада.

По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, принятие такой резолюции прекратит военно-техническое сотрудничество России и Ирана, за исключением, вероятно, лишь поставок транспортных вертолетов, и напрямую коснется поставок в Иран ракетных комплексов С-300. Россия подпишется под документом, аналогичным протоколу Гора – Черномырдина 1995 г., по которому обязалась прекратить поставки оружия в Иран в обмен на так и не выполненное обещание США по сотрудничеству в сфере технологий, говорит Макиено. В 1999 г. Россия отказалась подчиняться протоколу, но на восстановление военно-технического сотрудничества с Ираном ушло несколько лет. Первый контракт на поставку зенитно-ракетных комплексов «Тор М-1» был подписан в 2006 г., о поставках С-300 договорились в 2007 г., но договор не выполнен до сих пор. Россия ссылается на технические проблемы.

Поставка С-300 и не планировалась, так как спровоцировала бы военный удар Израиля по Ирану, сейчас Израиль возьмет паузу, чтобы оценить эффективность новых санкций, и в случае их невыполнения может ударить осенью или весной, отсутствие у Ирана С-300 минимизирует число жертв с атакующей стороны, прогнозирует Алексей Арбатов из ИМЭМО РАН. Санкции вводят для очистки совести, они не возымеют действия, как и предыдущие, полагает эксперт.