Реформа мышления

С 2012 г. страна начнет жить по-новому: правительство одобрило предложенную Минфином реформу бюджета, который будет платить не за выполнение функций, а за достижение целей. На 2011 г. предусмотрен тестовый режим

Вчера правительство одобрило программу повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 г. и меры по ее реализации. Бюджет переходит от сметного финансирования по разделам (образование, оборона и т. д.) и по ведомствам к составлению госпрограмм, у каждой из которых будут цели, задачи и ресурсы. «Это, по сути, реформа управления правительства», – сообщил министр финансов Алексей Кудрин. Бюджет 2011 г. составят по-старому, но для наглядности средства будут распределены и по новой структуре, бюджет 2012 г. уже будет состоять из программ.

Одобрению реформы предшествовали долгие споры Минфина и Минэкономразвития, суть достигнутого компромисса – бюджет будет почти полностью состоять из долгосрочных программ, как задумал Минфин, но методологией их составления займется экономическое ведомство. Перечень программ должен быть готов в июне, рассказал чиновник Минфина: у Минэкономразвития их 44, у Минфина – 35, сейчас «идет сближение». Главные разногласия – Минфин настаивает, чтобы у каждой программы был один ответственный, а Минэкономразвития требует межведомственного взаимодействия, рассказывает он, «и они исходят из того, что должна быть проблема, которую надо решать, а мы – из направлений политики: качественно лечить, хорошо учить и т. п.». За время переговоров с Минфином позиции двух ведомств удалось сблизить по ряду вопросов, говорит чиновник Минэкономразвития: «К примеру, по выработке целевых показателей для госпрограмм у нас примерно одинаковые подходы: бюджетные деньги должны распределяться исходя из конкретных показателей для каждой отдельной сферы или отрасли, расписанных по годам». Но разногласия были и останутся, полагает он: «Мы по-прежнему считаем, что нужна детальная проработка того, какие именно статьи бюджета будут упакованы в госпрограммы, еще раз нужно проанализировать возможность сохранения ведомственной классификации наряду с программной». Необходимость бюджетной реформы никто не оспаривает, говорит он: «Сам Минфин уже давно не понимает, что кроется за каждой отдельной строкой расходов».

Давно очевидно, что необходима увязка бюджетного финансирования с конкретными измеримыми целями, говорит руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. За годы сметного планирования бюджет действительно мог потяжелеть от непонятных расходов, считает советник президента Сбербанка Ксения Юдаева: «Нужен комплексный взгляд на бюджет – возможно, какие-то расходы давно не нужны и их можно сократить». Кризис показал, что сокращение расходов в нынешней структуре бюджета довольно сложно, добавляет она. Бюджетирование по результатам предполагает оценку эффекта от тех или иных расходов, ведомства должны апеллировать не к финансовым потребностям, а к экономическим результатам, которых они могли бы достичь, говорит Юдаева: «В этом плане действительно реформа направлена не столько на формальную структуру бюджета, но и существенно поменяет сам процесс управления».