Вектор


Опередили рынок

Вторая в России по количеству пользователей социальная сеть «Одноклассники» похвасталась ростом доходов от продажи рекламы. С января по апрель 2010 г. она продала на 62,8% больше медийной рекламы, чем годом ранее, а в апреле зафиксировала рост в 2,4 раза по сравнению с апрелем 2009 г. Такие темпы гораздо выше тех, что отражены в официальных данных Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) за I квартал 2010 г. По ним, продажи медийной рекламы в рунете выросли в январе – марте 2010 г. всего на 16% до 1,1–1,3 млрд руб. Возможно, «Одноклассники» растут опережающими темпами потому, что в абсолютных числах их рекламные доходы пока очень скромны на фоне рынка онлайн-рекламы в целом. Последний раз сеть раскрывала выручку за 2008 г. – всего $5,2 млн (в пересчете на среднегодовой курс – около 129,3 млн руб.). И еще неизвестно, какую часть доходов «Одноклассникам» приносит реклама: сеть зарабатывает не только на ней, но еще и на платных сервисах. Но какими бы ни были рекламные доходы «Одноклассников», сам факт их роста позитивен. Всего год назад агентства, продающие рекламу в рунете, уверяли, что реклама в социальных сетях почти никого не интересует.

Осколки смелости

Компания Nestle вчера объявила, что отзывает 100-граммовые упаковки растворимого кофе Alta Rica, Cap Colombie, Estet, Kenjara и Espresso со всех рынков. А это Европа и Россия. Причина – в особенных стеклянных банках, покрытых пластиком, которые, как оказалось, могут при транспортировке потрескаться, объяснила компания, все покупатели такого кофе могут вернуть его и получить компенсацию. С другими продуктами все в порядке, в соответствии с принятым порядком информирования компания обязана рассказать о проблемах с одним из своих товаров и принять меры по их устранению, объясняют в Nestle. Сообщение об отзыве кофе было отправлено и в Роспотребнадзор, реакции пока нет. Подобные заявления кажутся очень смелыми, если вспомнить о весьма напряженных взаимоотношениях надзора и Nestle. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко обвинил Nestle в ослаблении производственной дисциплины, антисанитарии (в Nestle утверждают, что официальных замечаний на эту тему не получали и допустили лишь небольшие нарушения в оформлении документов), а швейцарского посла, выразившего недоумение по поводу обвинений, – в нарушении норм вежливости. Так что отзыв продуктов, который в Европе воспринимается как забота о потребителях, в России превращается в вызов системе.

Директорский призыв

Миноритарий-активист Алексей Навальный решил активнее использовать независимых директоров для разбирательств с компаниями. В прошлом году с его подачи директор «Транснефти» Олег Вьюгин направил в компанию запрос о вынесении на совет директоров вопроса о расходах на благотворительность за последние три года. Теперь он хочет привлечь независимого директора ВТБ Матиаса Варнига к разбирательству со схемой финансирования лизинга буровых установок на $650 млн. Навальный апеллирует к тому, что Варниг председательствует в комитете по аудиту в совете ВТБ, а значит, именно он и должен возглавить расследование. И напоминает, что расписки на акции ВТБ торгуются в Лондоне, а местное право требует от директоров таких компаний должного профессионализма и усердия в работе, в противном случае совладельцы банка вправе обратиться на Лондонскую фондовую биржу и в Комиссию по листингу Соединенного Королевства, которые отвечают за защиту прав владельцев ценных бумаг. Зарубежные органы власти в последнее время стали привычными фигурантами российской деловой жизни – достаточно вспомнить историю со взятками Daimler в России.

Делить или нет

Минэкономразвития предлагает обязать нефтяные компании разделить деятельность по розничной и оптовой торговле нефтепродуктами. Предложение уже направлено в правительство, сообщил вчера «Интерфакс». Мера направлена главным образом на вертикально-интегрированные компании. Если заставить их развести опт и розницу по отдельным юрлицам, то эффективность продаж повысится и в том и в другом сегменте, уверено министерство. У этой точки зрения есть сторонники: активно ее поддерживает антимонопольная служба. ФАС уверена, что такой подход улучшит ситуацию и с контролем за ценами: можно будет выявить реальные оптовые цены в регионе и сравнить их с расценками для «своих» и «сторонних» заправок. Разделение по видам бизнеса поддерживают даже некоторые нефтяные компании, к примеру ТНК-BP. Есть и противники: предложение о разделении сфер деятельности в сбыте нефтепродуктов отправлено в правительство с возражениями со стороны Минэнерго, сообщил «Интерфаксу» чиновник Минэкономразвития. Главному лоббисту интересов нефтяников вполне по силам затормозить принятие решения, оно и так вынашивается уже больше года.